История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Доклад по расследованию убийства 24 марта колонистами немецкого Неймариенталъского поселка Алгаевского райпродкомиссара Гваста, райБаронского УЧК Цыцера, красноармейца 130-го батальона Васильева[1]

Причины, вызвавшие бунт и убийство, следующие.

По разверстке райпродкома жители Неймариентальского поселка должны были произвести ссыпку хлеба в количестве 38 000 пуд., из коих по сие время [688] ссыпали 17 000 пуд., в целях принуждения населения производить ссыпку более успешно по распоряжению райпродкома 28 февраля была закрыта мель­ница и прекращен размол муки для местного населения, что вызвало сильное негодование. На обращение исполкома и жителей райпродкомиссару Гваста, тот как будто бы давал ответы в грубой форме, выражаясь: «Я вас заставлю стены грызть». По истечении 9 дней по настоянию исполкома жителям мель­ница была пущена в ход и размол муки возобновлен, после чего жители успо­коились. 19 марта райпродком отпустил местному кооперативу для населения товар - мыло, спички, сало и проч[ее], предупреждая не распределять таковых до особого распоряжения. 22 марта жители поселка стали требовать от председателя кооператива Посерта Петра приступить к распределению товара, в противном случае угрожая таковым силою, и председатель приступил к вы­даче, не дожидаясь разрешения райпродкома, за что 23 марта он был вызван в райпродком и им арестован. 24 марта Гваста, Цыцер и 5 красноармейцев были в селе Неймариенталь и отправились к мельнице с целью выяснить, как производится работа на мельнице и какую плату берет исполком за размол. Через некоторое время к мельнице стало собираться население поселка, убеж­денное в том, что Гваста прибыл опять для закрытия мельницы. Когда Гваста объяснил причину своего приезда на мельницу, толпа разошлась. Гваста, Цыцер и красноармейцы отправились к мельнице, к исполкому, где предпола­галось собрание исполкома.

Вскоре к исполкому стала собираться толпа, преимущественно женщин, требовавших от Гваста освобождения арестованного председателя кооператива и объяснения причины его ареста. Гваста сказал, что председатель арестован за отдачу населению товара без разрешения, несмотря на то, что он должен был быть роздан только после выполнения населением наряда по ссыпке хлеба полностью. Не удовлетворившись ответом Гваста, толпа стала настаи­вать на немедленном освобождении председателя, ввиду чего Гваста написал записку об освобождении. Тогда толпа обратилась к председателю с требова­нием об увеличении пайка, так как выдаваемый - недостаточен. На это т. Дельва ответил, что за этим надо обратиться к председателю райпродкома Гваста. Толпа начала требовать от Гваста увеличения пайка и выдачи вообще хлеба, Гваста предложил разойтись, угрожая оружием, но толпа не уходила. Гваста сделал выстрел из револьвера в воздух, здесь на него нахлынула толпа, обезоружила и стала избивать его и Цыцера. Был убит Гваста и сильно ранен Цыцер, были обезоружены красноармейцы на дворе исполкома, они бросились бежать, один из них, Васильев, был настигнут за селом и убит. Участие в убийстве принимали женщины, вооруженные вилами, лопатами, ги­рями, кольями и проч[им]. До избиения Гваста и Цыцера толпа бросала им в глаза песок и золу.

По прибытии отряда [в] Неймариенталь было устроено общее собрание, на котором были от граждан выяснены недовольство и причины преступления. Было предложено выдать виновников убийства и возвращения оружия, отобранного у убитых красноармейцев, на что было дано два часа, в противном случае вина должна была упасть на все население, знавшее всех преступни­ков. Требование исполнено не было и комиссия приступила к обследованию дела. Выяснилось, что в убийстве принимала участие значительная часть на­селения, председатель совета гражданских дел и члены исполкома упорно ук­лоняются от выдачи преступников, мотивируя это тем, что они никого не знают из принимавших участие. Главные виновники скрылись, другие - частью выяснены и арестованы, частью выясняются. Список участников избие­ния будет выслан дополнительно, а сейчас производится разведка по ближай­шим хуторам и задержка скрывающихся там преступников и дезертиров. [689]

На собрании выяснилось также недовольство населения следующим: 1) присоединение их к Немецкой автономии, в то время когда они желают быть присоединенными к Новоузенскому уезду; 2) бездействие местной школы, насильственное посещение их детьми школы и приюта другого села и отсутствие в школах преподавания русского языка; 3) отчисление процентов удержания от получаемого жалованья работающими на желдороге, так как это отчисление Красной армии не идет по прямому назначению; 4) насильствен­ная реквизиция масла с принуждением всех, у кого такового не было; 5) рек­визиция и резка скота населения во время теплой погоды (2 недели назад), несмотря на то, что население требовало отложить это до наступления [холод­ной] погоды. В результате этой реквизиции запас мяса, приготовленного райпродкомом, пришел в негодность, это вызвало негодование населения. След­ственный материал комиссии и арестованные поселка переданы губчека, пред­ставители которой в поселке Неймариенталь.

Результатов следствия о беспорядках в Алгае пока не имеется, они затре­бованы и будут сообщены. Известно, что там не ведется культурно-просвети­тельной работы и население подстрекается различными элементами: дезертирами, анархистами и проч[ими], политическая работа совершенно отсутствует, то же и [в] поселке Неймариенталь. В окружающей местности изобилует масса дезертиров, для предотвращения репрессивных мероприятий [необходимо] объяснять их цель и значение, чего не наблюдается, и дало возможность каждому по-своему толковать. Доклад Алгаевского райпродкома о восстании 21 марта в поселке Вейценфельде (Пшеничное): начались бабьи волнения ввиду отвода под приют, пасторат заведующего приютом, таковым был назна­чен некий Гартман, против которого население было страшно возбуждено, так как он при царском режиме служил в охранном отделении, во время своего пребывания в с. Пшеничном занимался спекуляцией.

Тем же самым бабы с. Розенфельд объяснили свое выступление 23: бабы с. Александров Гай около двух часов дня собрались у райпродкома, но были разогнаны райпродкомиссаром Гваста. Вечером у них было собрание, причем многие были вооружены вилами, лопатами и нанесли побои продармейцам, но благодаря уговорам и увещаниям вновь разошлись. Утром 24 марта райпродкомиссаром Гвастой все гражданки были собраны на митинг, где были выслушаны их требования, заключающиеся в следующем: о предоставлении красноармейкам немедленно помола и выдачи им товара. Помол им тут же был предоставлен. После чего гражданки спокойно разошлись. После двух часов дня райпродкомиссар Гваста, особоуполномоченный Цыцер, член кол­легии Беккер, ротный командир 20 роты и пять продармейцев выехали в Неймариенталь, что там произошло, райпродкому не удалось установить, но около пяти часов вечера привезли райпродкомиссара убитым и избитым до полусознания особоуполномоченного Цыцера. 23 марта член коллегии выехал в с. Н.Тарлык для битья масла на маслобойне, лишь только т. Беккер при­был в Н.Тарлык, тотчас же собрались красноармейки, которые потребовали от него масла, которое он им не мог выдать, и благодаря тому ему пришлось выехать. Утром гражданки вновь собрались; взломали маслобойку, раздели­ли в ней находящиеся масло и пошли к кооперативу и собрались было его взломать, во время этих беспорядков было избито двое членов совета. После двух часов дня из Александ[рова] Гая выехали помощник райпродкомиссара Рейтер, член коллегии Пистерфельд и 7 продармейцев для производства кон­троля о наличности хлебных запасов. Лишь только они приехали, тотчас же собралась толпа, которая потребовала выдачу товаров и масла. Рейтер разъ­яснил им положение вещей и обещал выдать разрешение на раздачу товара, после чего гражданки успокоились и собирались было разойтись. В это время [690] в совете контрольная комиссия начала справляться о том, сколько ссыпано и сколько еще должны ссыпать хлеба, при этом присутствовал секретарь сове­та. После этого он вышел и, по всей вероятности, сказал гражданкам, для чего приехала комиссия. Когда он кончил, среди граждан началось возбуждение, послышались крики: «Они приехали хлеб отнять, отняли уже мясо, масло, а мы должны умирать с голоду! Голод не тетка! Давайте сюда нам, мы их убьем!» Но благодаря стараниям совета комиссии удалось кое-как вы­браться. 25 марта у здания райпродкома гражданки из сел Вейценфельд и Благодарного, которые потребовали, чтобы им разрешили выдать мануфак­туру и чтобы хлеб с. Благодарного, ссыпанный в продмагазин, не вывозился, так как у них в этом году был недород; настроение гражданок было довольно спокойное, после прибытия пулемета с моста толпа разошлась. Райпродком находит, что причины женских волнений объясняются частью отсутствием культурно-просветительной агитации, кроме того, в некоторых селах замеча­лась агитация ревкоммунистов.

Зампродкомиссара Рейтер

Замначдива-25 Потапов

Военком Петровский

Принял ответственный дежурный штарма-4

[подпись неразборчива]


[1] Подзаголовок документа.


 

Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 688 - 691.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."