История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
19 декабря 1920 г. в с. Шонгуты той же волости, расположенном на границе Свияжского уезда, на общей сходке граждан, цель которой было оповещение уполномоченным райпродкома о проведении в жизнь декрета Совнаркома о ссыпке семян в общественные амбары[1], произошел инцидент, повлекший за собой избиение уполномоченного райпродкома и сельсовета. Руководителем этого инцидента, или вернее, провокации, был военный волостной комиссар Егорычев (беспартийный), происходящий из гр[аждан] с. Шонгуты, который, после объяснения обществу уполномоченным райпродкома декрета о ссыпке семян в общественный амбар, выступил с хитро обдуманной провокационной речью и в заключение прочитал выписку из газеты «Известия ЦИК» - декрет о ссыпке семян в общественные амбары, исказив этот декрет до такой степени, что будто бы декрет не говорит категорически о ссыпке семян в общественные амбары, а требует согласия граждан и тому подобное.
После всего сказанного Егорычевым сходу сход взволновался ввиду того, что перед Егорычевым выступали уполномоченный райпродкома и сельский совет, говоря, конечно, противоположное и настаивая на немедленной ссыпке семян в общественные амбары. После погромной речи Егорычева сход бросился на сельский совет и уполномоченного райпродкома, избили таковых и только счастливая случайность спасла их от смерти - самосуда разъяренной толпы. После всего вышеизложенного, уже утром 20 числа, ввиду того, что волнение в Шонгутах среди граждан стало принимать угрожающие размеры, по моей инициативе к Шонгутам были стянуты отряды ВНУС, а [в] Шонгуты, с получением известия об избиении сельсовета и уполномоченного райпродкома, мной были командированы уполномоченный группы по общим делам и туда же была брошена вся секретная разведка. По прибытию в Шонгуты [618] первого отряда в количестве 17 человек плохо вооруженных красноармейцев, секретаря уездкома партии Андреева и уполномоченного политбюро Евграфова граждане с. Шонгуты, подстрекаемые кулаками, сплошной массой бросились на малочисленный отряд; вооружение этой массы были топоры, вилы, колья и т.п. Количественность массы приблизительно определялась в 2000 человек; конечно, отряду пришлось во избежание кровопролития отступить. В этот самый момент толпа, увидя, что отряд отступает, стала маневрировать в окружении такового. И чтобы не остаться в кольце разъяренной двухтысячной толпы, которая уже со стремительностью лавины бросилась на отступающих, пришлось применить выстрелы вверх, которые не привели ни к чему, а только озлобили толпу, которая уже в полном смысле замкнула кольцо и окружила отряд. Пришлось сделать залп в толпу, чтобы вырваться из кольца, но в свою очередь залп был сделан с таким расчетом, чтобы жертв было как можно меньше и, конечно, это сделало свое дело, т.е. кольцо разомкнулось и отряд вышел из неприятного положения; раненых и убитых в данном случае не зарегистрировано, но из доклада уполномоченного политбюро, который описывает всю эту картину, все-таки должны быть ранены 2 человека.
С получением сведений от уполномоченного политбюро по телефону о том, что отряд отступил из Шонгуты, постановлением исполкома решено было [в]вести на территории Шонгутской волости осадное положение, а также стянуть стоящие поблизости от Шонгуты отряды ВНУС как можно быстрей; сейчас же были разосланы нарочные и уже через час в Шонгутах после указанного выше происшествия было около 170 штыков. С этим же мной было сделано распоряжение уполномоченному политбюро Евграфову о проведении повсеместно с комендантом Шонгуты массовых арестов кулачества; главари же восстания были арестованы раньше, имена их следующие: как упоминалось выше, военный комиссар Егорычев, Дятлов, Колыханов. После производства ареста, по которому было арестовано до 27 человек, все страсти у шонгутских граждан утихли и жизнь вошла в нормальную колею; но в то же время надо заметить, что в соседних волостях, смежных с Шонгутской, ссыпка семян в общественные амбары происходит великолепно и, по полученным в настоящее время сведениям, в скором времени семенная кампания будет закончена; шонгутские же граждане в этом случае стоят и в настоящее время на распутье, мотивируя свой отказ в ссыпке семян в общественные амбары тем, что «мы не доверяем райпродкому и боимся, что он сгноит наши семена» и т.п. Вернее, здесь причина совсем другая: Шонгутская волость в нынешнем году получила выше всех волостей Тетюшского кантона урожай пшеницы, да и само по себе крестьянство в Шонгутской волости зажиточное, беднейшая же часть крестьянства чересчур забита этим зажиточным элементом и до сего времени находится под зависимостью такового, тем более, что культурно-просветительной работы среди бедноты в Шонгутской волости абсолютно не ведется. Так, например, во время сходки, сделанной уже уполномоченным политбюро совместно с секретарем уездкома Андреевым, приходили крестьянки группами до 10 человек [к] уполномоченному политбюро Евграфову и т. Андрееву, говоря, что «мы все-таки не дадим ссыпать хлеб в общественные амбары», хотя нам было подлинно известно о том, что у указанных делегаток-бедноты не имеется ни у одной семян, и когда им говорили, что «вы принесли семя, не в кармане-де они у вас», - они отвечали, что «действительно-де у нас нет семян, но мы стоим за мир[2], ибо мир для нас - куда мир, туда и мы»; когда же им стали доказывать, что миром руководит кулачество, они соглашались с этим, в то же время говоря одно и то же - «не дадим семян».
Интересно, между прочим, привести характерный инцидент, происшедший при аресте главарей всей этой суматохи. Когда их привезли в Тетюши, то в [619] один миг собралась толпа, с криком бросилась и окружила арестованных, где вместе стояли с ними и члены сельского совета - толпа, по-видимому, думала, что арестован ими избитый сельсовет, и с криком стала протестовать против ареста сельского совета, говоря: «Сельский совет арестовать мы не дадим» и т.п. На этом характерном инциденте можно сделать несколько выводов отношения крестьянства к Советской власти: крестьянство, мало воспитанное революционным духом, все-таки впитало в себя корни системы советского строя.
По полученным дополнительным сведениям из с. Шонгуты, в настоящее время силами партийных товарищей из членов исполкома, брошенных уездкомом партии в Шонгуты, удалось убедить крестьянство в правильности взятой линии Наркомпродом в смысле продовольственной политики и ссыпки семян в общественные амбары. Те крикуны, которые два дня были руководителями всей этой суматохи, первые же стали сыпать семенной хлеб в общественные амбары, и вообще ссыпка семян гражданами с. Шонгуты в настоящее время идет полным темпом.
Следствие по данному делу ведется, по окончании такового дело будет препровождено в Татчека.
Завед[ующий] политбюро Синицын
[1] Имеется в виду ряд мероприятий, предпринятых в деревне в соответствии с решением 8-го Всероссийского съезда Советов (декабрь 1920 г.) об оказании помощи крестьянским хозяйствам.
[2] Имеется в виду крестьянское общество (мир).
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 618 - 620.
Комментарии |
|