История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Отношение крестьян уезда к трудовой повинности в связи с отсутствием разной домашней утвари, как-то: сбруи, корма и проч[ее], неправильное назначение [616] на рубку и вывозку дров, где больше всего страдает беднейший класс населения, а середняки и зажиточные граждане состоят в артелях, имеют хороших лошадей, сбрую и достаточно корма - негодующее. Везде и всюду задают вопросы: «Почему Советская власть делает снисхождение состоявшим в артелях, освобождают их от трудовой повинности и других обязанностей, а нам же, не состоявшим в артелях и несущим трудповин[ность], не оказывают материальной и продовольственной помощи, а за трудовую повинность платили бы солью (несмотря на то, что некоторые сельсоветы государственную разверстку выполнили полностью)». Наряду с этим недовольны раскладкой, отбором зернового хлеба, причитающегося с них по разверстке: при приеме такового хлеба с каждого пуда скашивают 6% сорности и за просев зерна, за решеты с каждого воза берут одну меру того или другого зерна.
Причитающийся фураж берется почти последний и в силу таких обстоятельств лишают его скотиной. Последний, выходя из терпения, режет или же продает, лишь бы не дать ей подохнуть с голоду (наблюдается все это по Павловской, Сыромясской, Н[ижне-]Шкафтинской волостям).
Среди граждан, состоявших в артелях, растет недовольство на действия некоторых советских учреждений на почве несвоевременного отпуска ссуды живого и мертвого инвентаря и строевого леса. Также в работе артелям производят большой тормоз волсоветы и сельсоветы, стараясь таковую всячески разогнать, облагают ее непосильными хлебными разверстками и тем затворяют ворота гражданам в таковые.
Отношение крестьян (особенно кулаков и середняков) к Советской власти и компартии страшно недоброжелательное - фактом является сбор пожертвований красному фронту: «Советская власть и коммунисты отбирают все только от нас, а нам ничего не дают, делая все это с целью поморить нас голодом, а жертвованные вещи коммунисты забирают себе».
Среди населения в Н-Варнуковской волости недовольствие растет и т. Дойникову говорят, что «он раньше жил плохо, теперь живет хорошо». Контрреволюционные злоумышленники производят поджоги гумен и других построек у семей коммунистов, стоящих у власти (наблюдается по Н-Барнуковской, Н[ижне-]Шкафтинской волостям).
Наблюдается малая симпатия пролетарского населения и семей красноармейцев на сторону Советской власти, причиной является «Неделя крестьянина», в которую беднейшему населению и семьям красноармейцев были розданы бесплатно кустарные и железные изделия, а также большее поднятие духа среди населения на почве мирного договора с Польшей[1] и удачная победа над белогвардейскими бандами Врангеля, которые надеются на хорошее будущее и мирную жизнь населения: «Будут товары и продукты, а теперь даже негодный старый шин[2] в настоящее время негде найти, ввиду того, что железо шло на военные нужды». Не так твердо граждане верят в ликвидацию войны: «Вот разбили Врангеля и других, а там опять найдется какая-нибудь сволочь».
Начумилиции, завполитбюро
Секретарь
[1] Мирный договор между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей - с другой, о прекращении войны и нормализации отношений был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Предварительные условия мира были заключены ранее - 12 октября 1920 г.
[2] Так в тексте.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 616 - 617.
Комментарии |
|