История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Собственный заголовок документа.
г. Казань
15 декабря 1919 г. между станциями Янау - Красноуфимск, в долине Казанбургской ж[елезной] д[ороги], по донесению от вышеуказанного числа начальника гарнизона г. Сарапула т. Панфилова, якобы вспыхнуло восстание дезертиров.
Из Сарапула была выслана разведка силою 60 штыков при двух пулеметах в направлении на ст. Чады, кроме этого, в Сарапуле была усилена охрана Камского моста высылкой дозоров и установкой двух пулеметов. Того же числа получено донесение, что повстанцами занята Епанаевская волость, численность каковых определить еще не удалось.
16 декабря поступило донесение, что желдороге на участке Янау - Щучье Озеро угрожает опасность, и что разведка противника подходила к ст. Ирен, где находился наш отряд 25-й железнодорожной] бригады в 130 штыков, кроме того, из Красноуфимска был выслан отряд силою 200 штыков. [326]
Запасной армией приказано было начальнику гарнизона г. Сарапула немедленно войти в связь с комбригом-25 Конюховым и установить точно количество повстанцев, причину восстания и место их расположения, а также было выяснено, что в г. Сарапуле из числа находящегося там гарнизона боеспособных имеется 700 штыков, каковые, согласно приказу Приволжского округа, должны были отправляться в Симбирск. Начальнику гарнизона дано распоряжение задержать части впредь до выяснения обстановки.
Нижегородский сектор внутренней охраны, получив донесение о восстании в районе деревень Петропавловское, Богородское, Чернушки, Ишма, с указанием, что численность повстанцев 600 - 700 человек при орудиях, не проверяя донесения, отдал нижеследующее приказание: выслать из состава 34-й бригады две роты в Красноуфимск, от 27-й бригады - 200 штыков, 5 пулеметов, одно орудие, от 33-й бригады - небольшой отряд, придавая в помощь отряд Уфимского губкомдезертира - 75 штыков, 2 пулемета, 20 всадников, и направить по Кунгурскому тракту; общее командование вышеуказанными командами поручено комбригу-27 Волобуеву со штабом в дер. Явбелдино на Бирском тракте. Комбригу-17 Белякову выслать батальон из Казани [в] Сарапул, а также 163-й батальон в составе 700 штыков выслать из Нижнего Новгорода [в] Сарапул.
Из указанного видно, что на усмирение 600 - 700 повстанцев, не проверяя действительного их присутствия, было сразу выслано из разных мест 11 рот пехоты, 7 пулеметов, 20 всадников, одно орудие, - общей численностью 2500 штыков кроме имеющихся войск на местах, и в довершение всего было отдано распоряжение снять всех красноармейцев с мест ссыпок хлеба и бросить на усмирение повстанцев.
17 декабря поступило донесение, что в с. Богородском образован оперативный штаб т. Анфасова, части коего по приказу его № 4 расположены: «Дер. Шатуново - 200 человек, Ширяево - 170 человек, Екатеринбургскому отряду в 320 человек приказано продвинуться до ст. Атерский Ключ и после высадки без особого приказания вести операцию на д[еревни] Карасье Озеро и Елашкино, кавалеристам разгрузиться на ст. Чады (неизвестно сколько всадников) и двинуться походным порядком в с. Богородское». Данный приказ был отдан, не считаясь с тем, что Екатеринбургского отряда в этот момент не было на линии, и без уведомления комбрига-25 Конюхова, работавшего в данном районе со штабом на ст. Чады, у которого уже на 18 декабря был составлен план наступления и отдано распоряжение об его выполнении, совершенно противоположный распоряжению Богородского оперативного штаба.
В тот же день срочно выслан отряд - 120 штыков [в] Воткинск. В тот же день из разговоров по прямому проводу с г. Сарапулем выяснено, что в районе Воткинска появились банды зеленых, но столкновения с ними не было. В этот момент гарнизоны: г. Воткинска - имел 660 штыков, туда же прибыл отряд из Сарапула - 120 штыков, из Уфимска[1] - 260 штыков, всего - 1030 штыков; г. Ижевска - каврота - 193 штыка, Агрыз - 100 штыков и г. Сарапула - 600 штыков; всего в этом районе было 1923 штыка.
19 декабря высланная разведка из Воткинска вошла в связь с частями Оханского отряда и выяснила, что никаких банд в этом районе нет, налицо исключительно провокация.
20 декабря поступило донесение, что в районе Ижевска -Воткинска все спокойно и что на ст. Чады прибыл из Красноуфимска 97-й отдельный стрелковый батальон.
21-го числа из Екатеринбурга прибыл отряд 34-й бригады в составе 300 штыков и расположился в дер. Епанаево. Того же числа в районе [327] дер. Култаево между частями 2-го Приволжского полка, высланного из Сарапула, произошло столкновение в б час. 30 мин., под натиском зеленых части 2-го Приволжского полка отошли к дер. Мостовой, потеряв убитыми 2, ранеными - 1; частями Богородского штаба положение было восстановлено и все части начали совместное наступление на дер. Ишимово. Надо заметить, что частям Приволжского полка не пришлось бы прибегнуть к отступлению, если была бы своевременно получена поддержка от частей, подчиненных Богородскому штабу. Данное явление объясняется отсутствием общего командования.
22 декабря получено донесение, что командующим всеми отрядами по ликвидации восстания назначен т. Чеверев, штаб коего расположен в Байки - Аскино на Пермском тракте.
Востфронтом высланы следующие отряды: Явбелдино - Байки - Аскино - 500 штыков, 100 сабель, одно орудие и 10 пулеметов; по Златоустовскому тракту Дуваней -Тосьба - 200 штыков, из Тюмени на Красноуфимск отправлен отряд лыжников - 1500 штыков, 8 пулеметов и батальон ВОХРа - 400 штыков, 80 сабель, б пулеметов - двинуты на Сарапул.
23-го числа получены сообщения, что в районах как Сарапула, так и Красноуфимска спокойно.
25-го - отряд Запасной армии Республики в составе одного батальона, 4 пулеметов и полуроты лыжников прибыл [в] Сарапуль.
26-го - т. Волобуев с отрядом 200 штыков, 4 пулемета и одно орудие прибыл на ст. Щучье Озеро. По прибытии, на запрос начгарнизона г. Сарапула он ответил, что оперативных сводок за 23, 24 и 25 декабря сообщить не может, но что он имеет разведывательные сводки, указывающие на присутствие зеленых банд в районе Кишевка, Ольховая Гора, что в 20 верстах северо-западнее Чернушки, а также в районе деревень Ишимово - Култаево, несмотря на то, что Култаево нашими частями было занято 21-го числа во время первого столкновения и до сего времени не отдавалось.
27-го - получено донесение, что прибыл отряд из Вятки в 400 штыков и остановился в с. Полом. Из сообщения т. Волобуева видно, что общая численность банд - 300 - 500 человек, расположенных в деревнях Ишимово, Усть-Жар, Самарская, Малые Тарты, Уаз. После перестрелки у дер. Самарская банды отошли на дер. Ишимово, каковая в 11 час. была взята ротой Красноуфимского отряда, после чего зеленые перешли в наступление, но, не выдержав нашего огня, отошли в лес. По непроверенным слухам, столкновения были из-за разрозненности командования, отсутствия связи, разведки и охранения между своими частями.
28-го - получено донесение, что зеленые окружены, и опять подтверждается их численность до 600 штыков.
29-го - поступило сообщение из Ярославля с указанием о появлении банд в районе Осинского уезда в деревнях Чигуля, Штиры, Малучье, и что занята часть Осинского уезда. По выяснении оказалось, что это были не банды, а наш отряд, высланный из Осы.
30 и 31-го - опять поступают донесения о появлении зеленых банд в районе Ижевска - Воткинска, а также сообщение о принятии необходимых мер и ликвидации таковых.
Из последовательно поступивших донесений видно, что численность зеленых банд никоим образом не превышала 500 - 600 штыков, но если принять во внимание, что банды были окружены и было взято в плен 58 человек (разговор по прямому проводу от 26 декабря), во втором случае было взято 3 человека и 4 убежали (донесение от 27 декабря), в третьем случае - обнаружено 20 человек (донесение № 2/336), то количество зеленых в действительности [328] не превышало 100 - 200 человек, на усмирение каковых были высланы отряды общей численностью до 10 000 [человек].
Данная операция является, по моему мнению, исключительно провокацией и паническим настроением командного состава войск Внутренней охраны. Нижегородский сектор, получив донесение о восстании, не проверил такового и вместо высылки разведки и восстановления действительности фактов на месте бьет тревогу, высылает бесчисленное количество отрядов по всем направлениям, не объединяя командования, не давая определенных тактических задач, ограничиваясь указанием, что необходимо ликвидировать восстание, результатом чего явилась разрозненность действий, и вопрос до сего времени не ликвидирован.
Донесение моего помощника т. Синева и члена Реввоенсовета т. Судьина о необходимости высылки на место отделения ревтрибунала для привлечения провокаторов к ответственности нахожу вполне нормальным.
В настоящее время считаю необходимым командировать на место, до возвращения в места расквартирования прибывших частей войск, отделением Реввоентрибунала Республики или особую следственную комиссию на предмет выяснения обстоятельств и причин данного восстания, для привлечения виновных к ответственности за провокацию.
Командующий Запасной армией Республики Голъдберг
Член Реввоенсовета Судьин
Начальник штаба Найденов
[1] Так в тексте. Имеется в виду Красноуфимск.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 326 - 329.
Комментарии |
|