История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
В годы гражданской войны особые следственные комиссии ВЦИК создавались по решению Президиума ВЦИК для расследования чрезвычайных происшествий: причин неудач Красной армии, обстоятельств крестьянских восстаний и т. д.
г. Сенгилей
№ 1
6 апреля 1919 г.
24 час.
Чрезвычайные комиссии призваны преследовать всякое нарушение воли рабоче-крестьянского правительства и предупреждать всякое покушение на Советскую власть. Сенгилеевская ЧК и ее органы в уезде не только не выполняли [220] этих задач, но сами постоянно нарушали декреты и постановления, не только не стояли на защите достоинства и целостности РСФСР, но разрушали доверие местного населения к ней постоянным произволом, насилиями, избиениями, издевательствами и грубостью. Они разрушали самую опору Советской власти, изолируя от нее рабочих и крестьян близ фронта гражданской войны и тем самым подвергали фронт опасности. Такая работа может караться только самой высшею мерой наказания, т.е. расстрелом лиц, ответственных за эту работу.
Председатель Сенгил[еевской] ЧК Саблин, старый рабочий, по своей политической безграмотности не мог играть в ЧК руководящую роль и не мог понимать того вреда для революции, который наносился ей работой ЧК в Сенгилее. [Тов.] Мач, по своему юному возрасту и неопытности, не мог учесть неизбежные контрреволюционные результаты своей работы.
Исходя из изложенного, особый революционный трибунал в своем заседании 6 апреля в г. Сенгилее именем РСФСР постановляет:
во-первых, Андрея Карповича Саблина, 46 лет, и Якова Симоновича Мача, 20 лет, приговорить к 10 годам принудительных работ с лишением свободы;
во-вторых, Яма Юрисовича Блюма, 28 лет, имея в виду, что он, обладая большею опытностью и сознательностью, не останавливал преступную работу своих сотоварищей и подчиненных ему лиц и сам в наибольшей мере участвовал в указанных выше преступлениях, приговорить к высшей мере наказания, т.е. расстрелу.
Председатель о[собого] р[еволюционного] т[рибунала]
Члены Секретарь
№ 2
7 апреля 1919 г.
22 час[а]
Именем РСФСР
бывшие сотрудники Сенгилеевской уездной ЧК:
1) Константин Васильевич Кузнецов, 67 лет;
2) Федор Александрович Ермохин, 21 года;
3) Иван Яковлевич Пузаков, 27 лет,
виновны в том: 1) что в своей работе нарушали декреты Советской власти; 2) произвольными арестами и самоуправством настраивали население против Советской власти; 3) словами и действиями при исполнении служебных обязанностей дискредитировали в глазах населения власть Советов; 4) пользовались служебным положением для незаконного улучшения своего материального положения. Они не оправдали оказанного им рабочими и крестьянами доверия, и поэтому они:
1) исключаются из трудовой среды, лишаются права выбирать и быть выбираемыми в советы, а также и занимать должности на советской службе: Кузнецов - навсегда, Ермохин - на 10 лет, Пузаков - на 5 лет.
2) Кузнецов подвергается тюремному заключению на 3 года, Ермохин и Пузаков отправляются в рабочие батальоны для тыловых работ на срок: первый, т.е. Ермохин, - на 6 лет, и второй - Пузаков - на 4 года. [221]
Ермохин и Пузаков до отправки на место работ остаются под стражею и отправлены должны быть под конвоем.
Председатель о[собого] р[еволюционного] т[рибунала] Смидович
Члены: Малышев, И. Скронне
Секретарь [подпись неразборчива]
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 220 - 222.Комментарии |
|