История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Дата установлена по тексту документа.
г. Симбирск
Получив Ваше предложение выяснить причины и принять возможные меры к ликвидации крестьянских восстаний, и особенно в важных узловых пунктах ж[елезной] д[ороги] Симбирск - Инза - Сызрань, тт. Липинский, Смуров и я выехали 13 марта с. г. в ж[елезно]д[орожный] поселок Инза...[1]
Из допроса захваченных активных участников восстания и подозреваемых, а также непричастных, выясняются основания, на почве которых развилась с таким успехом контрреволюционная агитация, давшая в результате массовые восстания кулаков и сагитированных ими бедняков:
а) Преступное бездействие местных партийных комитетов
Крестьянская беднота и середняки, благодаря недостойному отношению к задачам партии местных партийных комитетов, не давших крестьянам на их недоумения и сомнения простых ответов, из которых те могли бы понять совершающееся вокруг них и не бросаться на такую приманку как «различие» между большевиками и коммунистами, оказались слепым оружием в руках кулаков и белогвардейских агентов и шли на борьбу с коммунистами, хотя без мужества, но в достаточной степени единодушно.
б) Преступная деятельность отдельных советских работников
Особенно по сбору чрезвычайного налога (по этому пункту имеется помимо массового вопля крестьян вполне достаточный фактический материал в реввоентрибунале Востфронта).
(Слухи об отбирании последней скотины, - особенно слух о «курином» налоге в размере 30 - 40 - 60 пуд. с волости).
Что касается организаторов восстания, то, как по признакам чисто формального характера, так и по тем средствам и «идейным» основаниям, которыми удалось разобщить в психике крестьянина большевика от коммуниста, следует видеть опытную в подобных делах руку левых социалистов-революционеров (в районе Сызрани по установленному заявлению участника ликвидации восстания т. Кожина, - действовала так называемая «крестьянская секция», и в частности «командиры крестьянской секции»; опрашивая крестьян, я нашел одну из причин любви крестьян к большевикам и ненависти к коммунистам, - «большевики в 1917 г. призывали к прекращению войны, а коммунисты, наоборот, зовут на войну», - и вот, помятуя это, идут в организуемые бандитами десятки, сотни, роты, - за «советы» и большевиков, но против коммунистов). Социальное положение некоторых выясненных организаторов, а также тщательная, чисто военная подготовка некоторых «боевых» участков восстания (с. Соплевка: дозоры в снежных окопах, патрульная и разведочная служба...[2]) дает основание видеть рука об руку с лево-эсерами [163] военных агентов белогвардейских банд, действующих против нас на боевых фронтах (при допросе арестованного один раз мне пришлось натолкнуться на специфическое наименование: «роты народной армии»; в районе станций Майна, Выры, Чуфаровка организатор восстания сельский писарь и бывший штабс-капитан Иван Петрович Самойлов с женой; в том же районе знают организатора сызранских восстаний - графа Орлова, бывшего помещика Сызранского уезда, принявшего новую личину - представителя «бедноты», переодетого в ободранный кафтан и лапти; затем безымянные прапорщик и поручик, действовавшие частью в с. Поповке, частью в ее районе).
Общее впечатление таково, что если не принять самых решительных мер против уголовно-преступных отдельных представителей власти и партии и не успокоить население общими мерами из Центра и самой широкой агитацией - следует ожидать новой вспышке более широкой и ненависти более осмысленной, против которых не найти противоядия.
Михалевский
[1] Опущен текст доклада, в котором перечислены конкретные меры, предпринятые автором для ликвидации восстания.
[2] Многоточие документа.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 163 - 164.
Комментарии |
|