История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
На отношении от 29 марта за № 1937 отдел управления Краснослободского уездного исполкома представляет при сем следующие сведения по делу о восстании в с. Большой Азясь.
Согласно постановлению ячейки коммунистов Больше-Азясской волости, состоявшемуся 27 февраля 1919 г., волостной совет совместно с коммунистами ячейки хотели 28 февраля произвести арест главарей шайки, которые уже несколько лет вели беседы с населением и соорганизовали особую секту. Секта, прикрываясь Евангелием, вселяла недовольство Советской властью и проповедовала необходимость царя.
Приблизительно в марте 1918 г. Больше-Азясским волостным советом был произведен арест трех лиц, стоявших во главе этой секты, арестованные были переданы в распоряжение уездного совета, который после следствия освободил их за недоказанностью обвинения.
В июне минувшего лета были произведены аресты волостным советом прибывшего из Петрограда некоего Иванова, явившегося к вожаку секты Дмитрию Фокину, и самого Дмитрия. Арест был произведен потому, что работа их все больше и больше развертывалась. Сектанты сильно тормозили работу совета, указывали все определенней на необходимость царя. Производя разврат.
Иванов был расстрелян Его последователи [90] увеличивались в количестве и в Большом Азясе вели себя нагло, резко выступая против Советской власти. Благодаря чему ячейка и решила принять вышеуказанные меры, т. е. арестовать главарей. Но когда совет вызвал их, то с ними явилась огромная толпа и не допустила их ареста. Совет и коммунисты, не имея сил, справиться с толпой не могли и главари были отпущены.
На следующий день рано утром (28 февраля) в с. Большой Азясь начался съезд народа. Сначала этот съезд не был заметен, так как день был базарный. Но стечение народа было настолько велико, что по нему скоро явилось возможным определить: что-то предполагается. Съехавшиеся сгруппировались около дома вожака секты Дмитрия Фокина. Откуда во главе с последними отправились по селу с огромным количеством флагов и, как показывают свидетели, с пением пасхальных гимнов, а также «Спаси Господи», «Боже, Царя храни».
Волостной исполком и коммунисты местной ячейки собрались в помещении совета и дали извещение в город. Сами же, не имея нужного количества оружия, были совершенно бессильны перед огромной толпой.
Толпа, пройдя по всему селу, направилась в близлежащий монастырь «Флегонтова Гора». В с. Волгапине, в 5 верстах от Большого Азяся, когда уже толпа начала это село проходить, Волгапинский совет и коммунисты вооружились частью огнестрельным оружием, частью тяжелыми предметами, бросились в тыл толпы, стараясь разогнать ее и некоторых задержать. В это время подоспели коммунисты Большого Азяся с примкнувшими к ним сутягинскими коммунистами. Толпа была разогнана, убито из толпы 9, много раненых и арестованных. Участников беспорядков арестовывали в разных местах Краснослободского и Наровчатского уездов. В разгоне толпы в с. Волгапине принимали участие и коммунисты Михайловской волости, прилегающей к Больше-Азясской, и в особенности жители с. Волгапина, вооруженные кольями.
Толпа стояла из жителей не только с. Большого Азяся Больше-Азясской волости и прилегающих к ней, но и из Наровчатского уезда, а также из селений Тамбовской и Нижегородской губерний. Как видно из показания обвиняемых, она была собрана оповещением. Толпу сопровождали до двухсот повозок.
Задержанные флаги красиво исполненные:
1. Большой флаг со словами «С нами Бог, разумейте языце», в середине флага буквы А и О в виде вензеля (по некоторым толкованиям, свидетельствуют «Алексей отрок»), над вензелем крупная корона.
2. Флаг со словами: «Да возвеселится Израиль сотворившем его и сынова возрадуется о царе своем».
3. Трехцветный флаг - белое, синее и желтое с наклеенными на нем портретом Николая Романова и десятикопеечными марками.
Марки с изображением царей вообще фигурируют: их отбирали у сектантов вделанными в рамку за стеклом.
4. Флаг по середине рамки с уничтоженным каким-то изображением. Над рамкой буква Р, по бокам рамки буквы «Ни-ка», внизу флага: «Тан Бразующе» и Якорь, Крест и сердце. На обратной стороне: «Ты священников век по чину. Мелхиседек» и снова «Ни-ка».
5. В середине флага картинка Михаила Архангела с флагом в руках, на котором буква Р, вокруг картины слова: «Бранно-носец Михаил правит путь победы о смелый и в деснице копье с хоругвью белой». Внизу на середине флага крупная буква Р. На второй стороне слова - и та же буква Р.
Кроме перечисленных флагов имеются и еще, но большое число скрыто толпой. [91]
Из сделанного доклада обвиняемых видно, что Дмитрий Фокин учил, что во всем мире будет царствовать Алексей, а Николай закончил собой век царства старого. Портрет Николая, инициалы Николая, Алексея, Михаила, пение «Боже, Царя храни» подтверждают, что движение чисто монархическое. Участие в шествии мальчика, одетого в мишуру, шедшего вперили шествия, сопоставляя с некоторыми показаниями обвиняемых, заставляют предполагать, что его хотели выставить как Алексея. Население было затянуто в движение как религиозным течением, так и учением монархическим о царстве Алексея. «Не будет царя, не будет и белого хлеба».
Во главе стояли кучка местных людей, но можно предполагать, что этой кучкой руководили издалека. Есть где-то центр. Уже установлено, что Макарий, бывший митрополит Московский, писал на имя главарей.
Представители этой секты имеются во многих селах уезда, собирающие народ для бесед. В связи с движением в с. Большой Азясь подняли головы кулаки в разных местах, бросаясь на советы.
5-го числа задержан скрывавшийся Дмитрий Фокин и в этот же день он давал свои показания. Из них видно, что движение чисто монархическое. Учение секты основано на Евангелие, но все оно сводилось к царю, которого должен избрать народ и который должен быть из дома Романовых. На последнее поучение секты указывает Священное Писание, производя дом Романовых от Давида. По словам Дмитрия Фокинка, его на проповедь благословил Макарий Московский.
Появление в среде последователей Дмитрия неизвестных лиц и снова скрывшихся, как например, некто юродивый, а также и расстрелянный Иванов, подтверждали, что иммется руководящий центр, а Макарий - один из членов этого центра. Лозунги и вензели подтверждают это. Сам Дмитрий показывает, что они писались, вернее всего, под руководством неизвестного юродивого, бывшего офицера.
6-го числа постановлением комиссии, созданной на предмет подавления восстания и состоящей из представителей укома, уисполкома Больше-Азясского волостного совета и Больше-Азясской ячейки, Дмитрий Фокин был публично расстрелян. На что составлен акт. На содержание этого акта было дано разрешение губчрезвычкомом при разговоре по прямому проводу с председателем губисполкома т. Фридрихсоном.
Вечером 6-го в с. Большой Азясь явились представители губчрезвычкома, а утром 7-го член губкома и губисполкома с отрядом, который вместе с представителями губчрезвычкома и принял весь материал по восстанию, собранный до их прибытия, и взял на себя производство дальнейшего расследования. Им же передан и акт о расстреле главаря Дмитрия Фокина.
До прибытия же из губернии следствие велось Краснослободской уездной комиссией военно-революционного трибунала, при наблюдении председателя укома члена исполкома т. Архипова и члена исполкома Дугарева, в распоряжении их находился отряд красноармейцев в числе 15 человек. Ко времени приезда представителя из Пензы в районе восстания все было тихо.
Заведующий отделом правления [подпись неразборчива]
Секретарь [подпись неразборчива]
Делопроизводитель [подпись неразборчива]
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 90 - 92.Комментарии |
|