История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Данное «отношение» служило «дополнением» к рескрипту 20 ноября 1857 г. Развивая и конкретизируя основные положения рескрипта, оно определяло основания, которыми должны руководствоваться губернские комитеты при разработке местных проектов поземельного устройства освобождаемых крестьян. Подобные же «отношения» были разосланы вместе с рескриптами и остальным губернаторам. Публиковались 4 и 24 декабря 1857 г. одновременно с рескриптами. Отношение от 21 ноября 1857 г. здесь воспроизводится по изданию: Сборник правительственных распоряжений по устройству быта крестьян, вышедших из крепостной зависимости. Т. 1. Спб., 1861. С. 80 - 86.


Ланской Сергей Степанович (1787 – 1862) – министр внутренних дел Российской империи с 1855 по 1861 гг.

21 ноября 1857 г.

Я имел счастье всеподданнейше представить государю императору доставленные вашим превосходительством сведения об [87] изъявленном комитетами, учрежденными в губерниях Ковенской, Виленской и Гродненской из предводителей дворянства и помещиков для рассмотрения инвентарных правил, желания, в видах улучшения быта помещичьих крестьян, освободить их из крепостной зависимости.

Его величество, узнав с особым удовольствием о таковом благородном желании представителей дворянского сословия означенных 3-х губерний, высочайшим рескриптом, вам данным, изволил разрешить дворянству оных приступить посредством особо учреждаемых в каждой губернии комитета и для всех 3-х губерний одной общей комиссии к составлению проектов надлежащих по сему предмету положений,[1] указав в этом рескрипте как порядок сих работ, так и главные основания, на которых дело это может быть приведено в исполнение.

В дополнение к правилам, изложенным в этом рескрипте относительно состава и порядка действий учреждаемых по настоящему предмету комитетов и комиссии, государь император высочайше соизволил повелеть:

1. При выборе членов в губернские комитеты от каждого уезда предоставить дворянам, если пожелают, выбрать и уездного предводителя дворянства.

2. Вменить в обязанность дворянам при выборе сих членов избирать для каждого из них кандидата, который мог бы заступать его место в случае болезни или отпуска.

3. Членов и кандидатов, избираемых дворянством, утверждать вашему превосходительству; увольнять же их в отпуски: по губернским комитетам - начальникам губерний, и по общей комиссии - вам, милостивый государь.

4. Предоставить дворянству назначать из своих сумм содержание членам, им избираемым в губернские комитеты и в общую комиссию.

5. Начальники губерний, имея постоянное наблюдение за занятиями губернских комитетов, могут требовать сообщения им журналов оных.

6. Общая комиссия обязана свои журналы представлять вашему превосходительству. Если вы будете не согласны с комиссиею, то предлагайте ей ваши замечания. Когда сии замечания будут приняты, то комиссия переменяет свое заключение, не стесняясь прежним. Если же комиссия с вами не согласится, то вы имеете сообщить о сем мне тогда, когда вся работа комиссии будет кончена или же немедленно, смотря по важности случая.

7. Губернским комитетам кончить порученные им работы в 6-месячный срок со времени поступления в оную всех составленных губернскими комитетами проектов.

8. Если который-либо из губернских комитетов или общая комиссия уклонится от своего назначения и войдет в рассмотрение предметов, не подлежащих их суждению, то предоставляется вашему превосходительству немедленно закрыть их и о таковом [88] случае сообщить мне для доклада его императорскому величеству.

Вместе с тем его величеству благоугодно было поручить мне сообщить вашему превосходительству мои соображения, могущие служить пособием губернским комитетам при их занятиях.

Во исполнение таковой высочайшей воли, сообразив подробно как те правила, кои были приняты для освобождения крепостного сословия в Остзейских губерниях, так и те мысли и предположения, кои изложены в сообщенных мне вами мнениях инвентарных комитетов, бывших в Ковенской, Виленской и Гродненской губерниях, я, с своей стороны, нахожу, что вновь учрежденным в сих губерниях для составления проектов положений об освобождении крепостного сословия комитетам необходимо при этой работе иметь в виду сообразить и рассмотреть в подробности, применив к местным обстоятельствам и особенностям каждой губернии, следующие правила и предположения.

I. Уничтожение крепостной зависимости крестьян должно быть совершено не вдруг, а постепенно. Для этого крестьяне сначала должны быть в состоянии переходном, более или менее крепки земле, а потом уже в окончательном и свободном, когда правительство разрешит им переходы из одной местности в другую с надлежащими ограничениями и условиями. Для переходного состояния следует назначить определенный срок, по усмотрению губернских комитетов, не свыше 12-ти лет.

II. На основании начал, указанных в высочайшем рескрипте, помещикам сохраняется право собственности на всю землю: но крестьянам, в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества в сельском населении, оставляется их усадебная оседлость, приобретаемая ими в течение определенного срока в собственность посредством выкупа; сверх того предоставляется в пользование крестьян надлежащее по местным удобствам, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, количество земли, за которое они платят оброк или отбывают работы помещику. При подробном развитии и применении сих оснований необходимо принять к соображению следующее:

1. Усадебную оседлость крестьянина составляют изба или хата, в которой он живет, с двором и принадлежностями, с огородом и с землей под оными.

2. Права свободного состояния и право собственности на эту оседлость приобретаются крестьянами не иначе как по взносе ими в продолжение переходного срока выкупа, сумма коего не должна превышать ценности приобретаемой ими в собственность оседлости.

3. Уплата сия может быть произведена или деньгами, или особыми работами независимо от тех, которые крестьяне обязаны отбывать за земли, им отводимые на основании п. 5 сей статьи.

4. Вся остальная земля должна быть разделена по способу [89] пользования оной на господскую и на отведенную в пользование крестьянам.

5. Земля, однажды отведенная в пользование крестьян, не может быть присоединяема к господским полям, но должна постоянно оставаться в пользовании крестьян вообще: или за отбывание ими для помещика натуральных повинностей и работ, или же за плату помещику оброка деньгами или произведениями.

6. Количество земли, предоставляемой на этом основании в пользование крестьян для обеспечения их быта и выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, следует определить по местным обстоятельствам и обычаям.

7. Порядок пользования этою землею устанавливается также сообразно местным обычаям. Там, где существует общинное устройство, следует, не нарушая оного, сохранить каждому семейству право на надел землею, стараясь не допускать частного дробления или передела полей. Там, где существует подворное пользование землею и где земля, отведенная в пользование крестьян, разделена на поселки иди фермы с хозяевами и батракам, надо принять меры к возможному обеспечению оседлости батраков и к положительному определению отношений их к хозяевам.

8. Отправлению натуральных повинностей и работ или плате оброка в пользу помещика могут подлежать только те крестьяне, кои наделены землею, в тех же местах, где крестьяне разделяются на хозяев и батраков или безземельных работников, сии последние не могут быть требуемы на работу иначе как за вознаграждение.

9. Размер как оброка, так натуральных повинностей и работ должен быть положительно определен соответственно пространству и качеству отведенной в пользование крестьян земли.

10. Натуральные повинности и работы отправляются на основании особых урочных положений, кои должны быть составлены губернскими комитетами на основаниях сколь возможно простых и несложных; и

11. В случае неисправности во взносе оброка помещику предоставляется право обращать неисправного плательщика на работы натурою; при неисправности же крестьянина в исполнении работ натурою помещик может лишать его того участка земли, коим сей крестьянин пользуется.

III. Вотчинная полиция остается помещику. Крестьяне должны быть распределены на сельские общества. Заведование мирскими делами каждого общества и мирская расправа предоставляется мирским сходам или составленным из крестьян мирским судам под наблюдением и с утверждения помещиков[2].

IV. Для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами, могут быть установлены особые в каждом уезде присутствия. Для сего было бы полезно применить, хотя в некоторой мере, постановления, существующие [90] в Остзейских губерниях, сколько применение их окажется возможным и удобным по местным особенностям, составу управления и порядку судопроизводства вообще в губерниях Ковенской, Виленской и Гродненской.

V. Со временем нового положения, когда оно будет утверждено:

1. Продажа, дарение и всякое отчуждение крестьян без земли, равно и переселение крестьян против воли их в другие имения должны быть прекращены, а, с другой стороны, крестьянам до окончательного вступления их в свободное состояние не может быть дозволено оставлять имение без разрешения помещика, на земле коего они водворены.

2. Обращение крестьян в дворовые следует прекратить и вместе с тем принять меры к постепенному сначала уменьшению, а потом и уничтожению этого класса людей посредством обращения их в крестьяне с наделом землею или перечисления в свободное состояние с согласия помещиков. Подробности по сему предмету требуют особого на месте развития и рассмотрения; и

3. Во все времена переходного состояния помещикам предоставляется право сдавать нерадивых и порочных крестьян, по соглашению с обществом, в рекруты или отдавать в распоряжение правительства для переселения в другие губернии, но не иначе как с утверждения тех присутствий, кои будут по уездам образованы на основании нового положения; и

VI. В составляемых губернскими комитетами проектах должны быть определены и указаны:

1. Правила отправления крестьянами рекрутской повинности. Поставка рекрут должна быть предоставлена самим обществам с утверждения помещика.

2. Способы обеспечения народного продовольствия и исправного поступления податей. Для сего, может быть, было бы полезно лучшее устройство мирских магазинов и учреждение общественных запашек и мирских капиталов; и

3. Меры, необходимые для распространения между крестьянами грамотности и полезных ремесел, для призрения престарелых и увечных, для пособия больным и т. п.

Сообщая о всем этом вашему превосходительству, я имею честь покорнейше просить вас, милостивый государь, все изложенные выше соображения мои передать в свое время губернским комитетам. Если комитеты, по местным уважениям, признают неудобным принять которое-либо из сих соображений, то я просил бы ваше превосходительство поручить комитетам в своих окончательных мнениях объяснить подробно причины, препятствующие принятию оных.


[1] Статья предусматривает передачу из трех губернских комитетов литовских губерний выработанных в течение шестимесячного срока местных проектов в Общую комиссию в г. Вильне. В остальных губерниях России таковых Общих комиссий по группам губерний не создавалось, и выработанные проекты губернских комитетов непосредственно поступали в Главный комитет, а точнее, в учрежденные позднее Редакционные комиссии.

[2] Как видим, первоначальная правительственная программа освобождения крестьян предусматривала сохранение за помещиком права контроля за деятельностью крестьянского мирского управления.

Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 85 - 91.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."