История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Здесь воспроизводятся извлечения из годовых отчетов начальника III отделения и шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа о «внутреннем состоянии России» и «расположении умов» в 1834 и 1839 гг. по публикации: Крестьянское движение 1827 - 1867. Вып. 1. М.; Л., 1931. С. 9, 15 - 16, 23, 31 - 32.


Бенкендорф Александр Христофорович (1782 - 1844) - начальник III-го охранного отделения, шеф отдельного корпуса жандармов Российской империи с 1826 по 1844 гг.

ОБОЗРЕНИЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ УМОВ И РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 1834 ГОДУ

О расположении умов

Год от года распространяется между помещичьими крестьянами мысль о вольности. В 1834 г. было много примеров неповиновения крестьян своим помещикам, и почти все таковые случаи, как по произведенным исследованиям оказалось, происходили не от притеснителей, не от жестокого обращения, но единственно от мысли иметь право на свободу. В таковых случаях всегда являются злонамеренные люди, которые, пользуясь заблуждениями крестьян, из одних видов личной выгоды, поддерживают их в оном и возбуждают к неповиновению. Поныне все случаи сии были отдельны один от другого, не имели между собою никакой общей связи, и потому правительство без особенных усилий имело возможность прекращать таковые беспорядки. Но [61] могут явиться люди, которым придет пагубная мысль воспользоваться сими обстоятельствами ко вреду правительства, и тогда провозглашением свободы их из помещичьего владения им легко будет произвести великое бедствие.

Благомыслящие люди ожидают, что бдительное правительство наше не упустит из виду сие важное для спокойствия России обстоятельство. Они понимают всю трудность сего дела и с какою крайнею осмотрительностью  надлежит в сем случае действовать, дабы не возбудить пагубного между крестьянами волнения, ибо крестьянин наш не имеет точного еще понятия о свободе и волю смешиваться с своевольством. А потому сколько, с одной стороны, признается необходимым, дабы правительство исподволь приближалось к цели освобождения крестьян от крепостного владения, столько, с другой, все уверены, что всякая неосторожность, слишком поспешная в сем деле мера должна иметь вредные последствия для общественного спокойствия. Многие размышляющие о сем предмете полагают самым лучшим средством - дать делу сему такое направление, чтобы освобождение крестьян происходило от самих помещиков.

НРАВСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА 1839 ГОД

Свод мнений насчет внутреннего состояния России и действительное ее состояние

При каждом новом царствовании, при каждом важном событии при дворе или в делах государства, издревле и обыкновенно пробегает в народе весть о предстоящей перемене во внутреннем управлении и возбуждается мысль о свободе крестьян; вследствие этого происходят, и в прошедшим году происходили, в разных местах беспорядки, ропот, неудовольствия, которые угрожают хотя отдаленною, но страшною опасностью. Так и теперь по поводу бракосочетания великой княжны Марии Николаевны[1] в народе разнеслась весть, что крестьяне будут освобождены. Толки всегда одни и те же: царь хочет, да бояре противятся. Дело опасное, и скрывать эту опасность было бы преступлением. Простой народ ныне не тот, что был за 25 лет перед сим. Подьячие, тысячи мелких чиновников, купечество и выслуживающиеся кантонисты[2], имеющие один общий интерес с народом, привили ему много новых идей и раздули в сердце искру, которая может когда-нибудь вспыхнуть.

В народе толкуют беспрестанно, что все чужеязычники в России, чухны, мордва, чуваши, самоеды, татары и т. п., свободны, а одни русские, православные - невольники, вопреки Священному писанию. Что всему злу причиной господа, т. е. дворяне! На них сваливают всю беду! Что господа обманывают царя и клевещут пред ним на православный народ и т. п. Тут же подводят тексты из Священного писания и предсказания по [62] толкованиям Библии и предвещают освобождение крестьян, месть боярам, которых сравнивают с Аманом и фараоном[3]. Вообще весь дух народа направлен к одной цели - к освобождению, а между тем во всех концах России есть праздные люди, которые разжигают эту идею, и в последние годы преследования раскольников[4] вооружило и их против правительства так, что их скиты сделались центром этого зла. Там наиболее пророчеств и толков, основанных на Священном писании. Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян же и что ныне составилась огромная масса беспоместных дворян и чиновников, которые, будучи воспалены честолюбием и не имея ничего терять, рады всякому расстройству. Благоустройство удельных крестьян[5] и оказываемая им защита сильно подействовали на возбуждение еще большего омерзения к крепостному состоянию. В этом отношении обращают на себя внимание солдаты, уволенные в бессрочный отпуск. Из них хорошие остаются в столицах и городах, а по деревням расходятся люди большею частию ленивые или дурного поведения. Потеряв привычку к крестьянским трудам, не имея собственности, чуждые на родине, они возбуждают ненависть противу помещиков своими рассказами о Польше, Остзейских губерниях и вообще могут вредно действовать на ум народа. Хорошие из бессрочноотпускных[6] не могут противодействовать вредному влиянию, потому что льстящее страстям мнение принимается охотно.

Мнение людей здравомыслящих таково: не объявляя свободы крестьянам, которая могла бы от внезапности произвести беспорядки, можно бы начать действовать в этом духе. Теперь крепостные люди не почитаются даже членами государства и даже не присягают на верность государю. Они состоят вне закона, ибо помещик может без суда ссылать их в Сибирь. Можно было бы начать тем, чтобы утвердить законом все существующее уже на деле (de facto) в хорошо устроенных поместьях. Это не было бы новостью. Так, например, можно было бы учредить волостные управления, сдачу в рекруты по жребию или по общему суду старшин волости, а не по прихоти помещика. Можно было бы определить меру наказания за вины и подвергнуть крепостных людей покровительству общих законов; а что всего важнее - разделив Россию на полосы, по качеству почвы, климату и промышленному положению края, - определить число рабочих дней на господина по мере занимаемой крестьянином земли и определить по той же мере оброк.

Начать когда-нибудь и с чего-нибудь надобно, и лучше начать постепенно, осторожно, нежели дожидаться, пока начнется снизу, от народа. Тогда только будет мера спасительна, кода будет [63] предпринята самим правительством, тихо, без шуму, без громких слов, и будет соблюдена благоразумная постепенность. Но что это необходимо и что крестьянское сословие есть пороховая мина - в этом все согласны.


[1] Имеется в виду заключение в 1839 г. брака дочери Николая I Марии Николаевны (1819 - 1872) с герцогом Максимилианом Лейхтербергским.

[2] Кантонисты - так назывались в 1805 - 1856 гг. солдатские сыновья, числившиеся со дня своего рождения за военным ведомством.

[3] ...с Аманом и фараоном... - По библейским преданиям (см. кн. «Исход», «Эсфирь»), Аман - придворный персидского царя Артаксеркса - задумал погубить евреев в Персии, за что был казнен царем. (Пурим - древнееврейский праздник, в котором евреи ликуют о чудесном избавлении их от ярости Амана-амаликитянина. - Родимов Юрий). Фараон - здесь один из египетских царей, вынудившей своими жестокостями и преследованиями к переселению евреев из Египта. За что Бог наслал 10 казней на землю египетскую и потопил войско фараона в Красном море.

[4] ...преследованием раскольников... - В 1825 и 1831 гг. учреждались секретные комитеты по «борьбе с расколом». Создавались и специальные комиссии Министерства внутренних дел для «обращения раскольников в лоно православия». На местах полицейские чиновники разоряли скиты: православная церковь насильно «перекрещивала» лиц, «отпадших от православия», наиболее упорных ссылали в монастыри «для исправления». Последнее массированное «наступление на раскол» было проведено в 1852 - 1853 гг. и сопровождалось массовым уничтожением раскольничьих скитов и молелен.

[5] Имеется в виду указ от 16 января 1830 г., по которому удельные имения сосредотачивались в 11 губерниях вместо 36 путем обмена удельных селений на казенные, и указ 24 января 1830 г., по которому изменялась система податного обложения удельных крестьян - подушный оброк заменялся поземельным сбором.

[6] Бессрочноотпускные - солдаты, отпущенные в «бессрочный отпуск» (обычно после 15 лет службы). Такая практика получила широкое применение после окончания в 1856 г. Крымской войны в силу необходимости сокращения численности армии в условиях тяжелого финансового кризиса. Бессрочноотпускной солдат возвращался в свою деревню, но по закону он был свободным человеком. Обычно бессрочноотпускные солдаты являлись наиболее активными участниками крестьянских волнений в эпоху крепостного права.

Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 61 - 64.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."