История России - История России с XVII-нач. XX вв.

В начале декабря 1895 года В. И. Ленин и группа его соратников по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» были арестованы. Более 14 месяцев провел Владимир Ильич в одиночной камере петербургского дома предварительного заключения, и только 13 февраля 1897 года ему был объявлен приговор царского суда о высылке в Восточную Сибирь.

В мае Владимир Ильич прибыл на место ссылки - в село Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. В то время это было глухое сибирское село, находившееся более чем в 600 верстах от железной дороги. Но и здесь Владимир Ильич не терял бодрости, энергии и жизнерадостности. Он много и упорно работал над фундаментальным трудом «Развитие капитализма в России», внимательно изучал быт сибирской деревни, положение крестьянства, писал статьи по важнейшим теоретическим вопросам. 

Через год в село Шушенское приехала Надежда Константиновна Крупская. Она также была арестована по делу петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Местом ссылки ей была назначена Уфимская губерния. Но она попросила отправить ее в Шушенское, к Владимиру Ильичу. Здесь Надежда Константиновна стала его женой. До конца жизни Ленина она была его ближайшим другом, соратником и верным помощником. 

Находясь в далекой ссылке, Ленин внимательно наблюдал за развитием рабочего движения. Он вел обширную переписку с единомышленниками и соратниками в России и за границей, был осведомлен о деятельности социал-демократических организаций. 

С гневом отмечал Ленин рост оппортунизма на Западе, попытки оппортунистов извратить революционную сущность марксизма.

В конце августа 1899 года М. И. Ульянова послала брату в ссылку книгу Бернштейна, в которой тот открыто выступил с ревизией основных положений марксизма. Буквально тотчас же Ленин принялся за чтение книги и на другой день писал матери, что они с Надеждой Константиновной прочли уже больше половины книги: «...содержание ее все больше нас поражает. Теоретически - невероятно слабо: повторение чужих мыслей... Практически - оппортунизм.. безграничный оппортунизм и поссибилизм». 

В ссылке Ленин получил из Петербурга документ «экономистов» - так называемое «Кредо» и немедленно выступил с развернутой критикой этой программы российского бернштейнианства. Он пишет резкий обличительный «Протест российских социал-демократов», направленный против «Кредо», и призывает русских социал-демократов объявить решительную войну оппортунистическим идеям «экономистов», отвергавших необходимость создания в России марксистской революционной пролетарской партии. 25 августа 1899 года он сообщает матери: «Насчет credo der Jungen я был прямо-таки поражен бессодержательностью этих фраз. Это не credo, а просто какой-то жалкий набор слов!» 

За время пребывания в ссылке Ленин разработал проект программы партии, написал свыше тридцати произведений, в которых наметил задачи русских социал-демократов и выработал план создания общерусской марксистской газеты и будущей рабочей партии.



2/VIII. 98.

Получил на днях твое письмо от 15. VII, дорогая мамочка.

Надеюсь, что это мое письмо застанет уже Митю свободным. Столько раз обещали уже отпустить его, что, вероятно, исполнят же это осенью. Долго очень уж тянется следствие по его делу!

План Маняши ехать в Брюссель мне кажется очень хорошим. Вероятно, учиться там можно лучше, чем в Швейцарии. С французским языком она, вероятно, скоро справится. В климатическом отношении, говорят, там хорошо. У Нади есть знакомый, который лет 5 жил в Бельгии и теперь собирается опять туда (в Льеж) из России. Женат он на одной близкой Надиной приятельнице[1]. Надя пишет сегодня ей, прося отписать Маняше (в Подольск) все сведения и адреса, которые могут быть ей полезны.

Если дворник на вашей старой квартире говорил, что в мае почтальон приносил «какую-то желтую книгу», то [72] это, очевидно, и были посланные мною «Вопросы Философии». Значит, можно надеяться, что книга не пропала и что ее удастся еще выручить. Подожду еще неделю, что узнает Марк о ней на службе, и тогда подам заявление о потере.

Я очень рад, что Анюта хочет известить всех о том, чтобы не посылать на имя С. М.[2]. Эта глупая особа получила недавно опять для меня и хочет раздуть из этого целую «историю»... Конечно, я не обращаю внимание на эти глупые выходки (вызванные, вероятно, нашей ссорой с минусинской публикой), и книги, посланные ей, получу. Но больше приятнее было бы не получать. Если не все еще оповещены, то пусть Анюта напишет и остальным. На днях получил часть книг (большей частью по философии) из купленных мне Анютой. Те книги, которые получены теперь для меня, еще в Минусинске; они содержат продолжение философских книг.

В числе книг попали следующие - думаю, Анютины: Bädeker, «Suisse»; и «Jahrbuch des Unterrichtswesens in der Schweiz», 1892, 1893 и 1894 (3 тома). Пусть Аня сообщит, что с ними делать. Если посылать ей, то тотчас или осенью (когда мы думаем отправить по железной дороге ящик книг).

[Аполлинария Александровна Якубова][3] назначена (я уже писал, вероятно) в село Казачинское Енисейского округа, по Енисею, на почтовом тракту, верст с сотню или больше от Енисейска. Там из политиков Линглинг, Ростковский и другие. Оттуда она еще не писала нам.

Тесинцы думают в половине августа перебираться.

Из Верхоленска было подробное письмо от доктора, [73] который описывает кончину Н. Е. Федосеева, возвращает письмо от Ани, посланное к Н. Е., но пришедшее уже после его смерти (он не знает, чье это письмо), и спрашивает, что делать с 25 р. денег. (Они собирают там средства для постановки памятника.) Долги Н. Е. (около 80 р.) они тоже (т. е. верхоленские товарищи) берутся уплатить.

Пишет доктор, что крайне грустно повлияла на Н. Е. история гнусных обвинений, поднятых против него каким-то негодяем (из политиков же) по денежным вопросам, что Н. Е. решил потом не брать ни от кого никаких пособий (а его решения бывали твердые), что терпел поэтому самые крайние лишения, не мог работать и, по его словам, «когда убедился, что не может работать, решил, что не будет жить»... После его смерти пришла в Верхоленск телеграмма о том, что Марии Германовне[4] позволено ехать к нему...

Целую тебя и шлю привет всем нашим. Желаю Марку повеселее прокатиться и отдохнуть.


Твой В. У.

Е. В. и Надя кланяются.

Послано из с. Шушенского в Подольск


[1] В целях конспирации родные В. И. Ленина сняли из его письма имена и фамилии «знакомого» и «приятельницы». Речь идет об Н. Л. Мещерякове и его жене А. И. Мещеряковой (Чечуриной). Ред.

[2] Речь идет о С. М. Фридман, адресом которой пользовались ссыльные для получения литературы и денег. «История», о которой говорит В. И. Ленин, была вызвана побегом С. Г. Райчина (см. настоящий сборник, с. 70), получившего без согласия Фридман на ее адрес деньги из-за границы. В связи с этим минусинская колония ссыльных обратилась к другим ссыльным с предложением не пользоваться адресом Фридман, чтобы не навлечь на нее подозрения со стороны полиции.

[3] В целях конспирации родные В. И. Ленина сняли из его письма имя и фамилию А. А. Якубовой. Ред.

[4] Речь идет о М. Г. Гопфенгауз. Ред.


Текст воспроизведен по изданию: Любящий тебя В. Ульянов. Письма В. И. Ленина матери. - М., 1978. С. 72-74.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."