История России - История России с XVII-нач. XX вв.
Дата относится к событиям, описываемым в воспоминаниях. Революционная пропаганда группы Бруснева среди петербургских рабочих (1889-1892 гг.).


...Осенью же 1885 года поступил чернорабочим на судостроительный завод «Новое Адмиралтейство» за 50 коп. в день. За поступление отец дал взятку 5 руб. жене указателя (мастера)

По дороге на работу прочитал объявление о вечерней школе, где преподавались физика, химия, геометрия, география. Спросил, как можно поступить. Узнал, что один рабочий там учится, и попросил его свести и меня В один день мы пораньше кончили на заводе (жульничеством), вымыли руки и пришли в школу. Я был принят в I класс, где проучился с месяц, изучил 4 правила арифметики и мог делать правильные переносы, обогнав других. В один вечер, когда учитель I класса не пришел, к нам пришел учитель II класса, и так как он не знал, что делать, то заставил каждого читать по очереди вслух. Мое чтение учителю понравилось, и я, окрыленный поощрением, попросил меня перевести во II класс. Учитель предложил мне притти на другой день. B следующий день была арифметика. Ученики разделились на две группы: посильнее и послабее. Учитель задал две задачи для той и другой группы. Я [89] решил обе. Следующий урок был диктовка. Написал я неудовлетворительно, но благодаря арифметике учитель решил оставить меня во II классе, сказав, что если буду стараться, то он «вытянет». Посадил на переднюю парту и стал чаще других вызывать к доске. К концу года я знал, что буду допущен к экзаменам. На экзамене при депутате Министерства Народного Просвещения я получил по всем предметам 4 (русский язык, арифметика, чистописание, закон божий) и был переведен в III класс. В III классе учился один год и в IV - 1 год. Пропускал только уроки закона божия и то немного. В III классе, когда стали преподавать космографию, геометрию, стал беседовать с товарищами-учениками. Критиковали библию, сотворение мира, критиковали то, что говорил священник.

В III классе один из учеников дал мне первую нелегальную книжку: «Слово на Великий Пяток» Тихона Задонского, потом «Царь голод». Читал я потом и «Суд над цареубийцами» - легальное издание. Отец ругался, что учусь и читаю, родные ворчали на меня: «Будешь много читать и тебя повесят». В 1887 г. летом наши ученики собирались группой человека по 4-5 и читали, правда, без системы, но я все же уже начал считать себя революционером, хотя и плохо понимал, что это такое. В десятилетие смерти Некрасова, 27 декабря 1887 года, наши ученики и я в том числе ходили на кладбище. Было нечто вроде демонстрации. Интеллигент читал стихи Некрасова: «Мать», «Сеятель», «Муза». Когда расходились, прятались от шпиков. На кладбище меня позвал Егор Афанасьевич Климанов[1] (впоследствии нелегальный, после 1906 года - «Иван Михайлович Бубнов») - наш учитель и друг с 1887 г.

С Афанасьевым потом я начал организовывать кружок рабочих. Афанасьев подыскивал интеллигентов. В кружках мне заниматься долго не пришлось (2-3 раза). В 1888 году Афанасьев устранился от работы - была слежка... Ходил с братом его на похороны Щедрина. В 1888 году я призывался и был забракован; в этом же году окончил и вечернюю школу. В 1889 году за границей на Парижской выставке умер основатель нашей школы Евгений Николаевич Андреев. Провожали на кладбище все ученики - и бывшие и настоящие. Там рабочим Карелиным была сказана речь о роли Андреева в основании школы и о самой школе, о ее значении для рабочих.

После похорон ученики решили закрепить память Андреева и в трактире на Забалканском проспекте устроили собрание, на котором постановили организовать общество взаимопомощи [90] бывших и настоящих учеников школы. Выбрали комиссию для выработки устава из учеников-рабочих. Когда устав был выработан, прежде чем подать его[2], решили замаскировать истинную цель его и угодить начальству. Для этой цели позвали священника (хоронившего Андреева; он же был учителем в школе), собрались человек 25 в церкви Вознесения и отслужили молебен и панихиду и в тот же день подали устав на утверждение. О молебне напечатали в «Новом времени», а устава не утвердили.

После этого некоторые отошли в сторону, другие же продолжали действовать. В это же время организовалось нелегальное общество взаимопомощи «Борьба»[3].

Общество «Борьба» организовалось нелегально и преследовало уже революционные цели - просвещение и пропаганду среди рабочих. Членский взнос - по 25 коп. в месяц. Казначей и главный руководитель был Климанов. Я ушел на службу в солдаты, но связь поддерживал. Служил в Ораниенбауме, в роте офицерской стрелковой школы. Помню, состоялась в Питере вечеринка рабочих-революционеров, куда был приглашен и я. Собралось человек 30. Я умышленно явился в солдатской форме, чтобы показать, что и солдаты принимают участие. Сначала серая шинель произвела переполох: меня не впускали; но когда вызванный мною Климанов ввел меня в зал, товарищи встретили приветствием. Были только рабочие. Говорили речи: Климанов, Владимир Илларионович Прошин.

Климанов был хороший организатор и агитатор, хотя большой начитанностью не отличался, а говорил «нутром».

Работал он после 1905 г. у Германа Красина на заводе, потом на электрической станции Шатурской. Его знали Герман и Леонид Красины, Бруснев.

Получал я книжки через Бруснева, когда приезжал в Питер в отпуск, а сам писал им с подписью «солдат»; книжки эти я давал читать солдатам в казарме. Книжки я имел без разрешения ротного, так как брал их как-будто переплетать. Были у меня Успенский, Шелгунов и некоторые другие. Фельдфебель, узнав, что я даю читать книжки солдатам, попросил меня достать для него «Что делать?» Чернышевского. Я обещал, но не достал, так как считал его мало читающим. [91] Однажды поручик Шадимировский заметил у моего ученика книжку Успенского, позвал его и отобрал книжку.

Хотел я попасть в юнкерское училище, но в учебную команду назначен не был за строптивость, хотя и был лучшим солдатом по строю, по стрельбе. Весной 1892 года была организована в Питере маевка. Я пошел туда. Расставлены были посты, установлены пароли. Хотели устроить в лесу, но выгнал лесник. Пришли на Стрелку. Речей не было, а собралось человек 150. Поговорили, посмотрели карикатуры и разошлись. Не удалась маевка! Решили устроить другую, недели через две. Но со службы меня не отпустили, а о месте второй маевки охранке было известно, и по возвращении главные руководители были арестованы.

По выходе с военной службы я приехал в Питер и поступил на Путиловский завод за 70 коп. в день. В 1893 году летом перешел на Балтийский завод, получая 1 руб. 30 коп. в день, а после ареста рабочей группы в 1894 г. ушел с него и поступил на Обуховский завод за 1 руб. 40 коп. в день. Многие товарищи уже были арестованы, и только после некоторых розысков удалось мне найти Владимира Илларионовича Прошина.

Прошин имел связь с интеллигенцией, и я обратился к нему с просьбой свести меня с кем-либо из интеллигентов с целью подготовиться на звание учителя. Это было сделано с двойным умыслом: во-первых, с целью конспирации; во-вторых, подготовиться побольше по общему образованию, «чтобы интеллигент не слишком налегал на революцию» (т. е. чтобы больше сообщал знаний, а не агитировал).

Владимир Илларионович свел меня с Германом Борисовичем Красиным (в конце 1892 года или начале 1893 г.). Первые несколько уроков были посвящены исключительно грамматике и арифметике; но дальше, установив общих знакомых, грамоту забросили, - разговоры стали политические. Я брал книжки: К. Маркса «Наемный труд и капитал» и др. Тут же я познакомился с Глебом Максимилиановичем Кржижановским. По выходе книжки Н-она Герман Красин познакомил меня с литератором; это был В. И. Ленин.

К Герману Красину я продолжал ходить; иногда захаживал к В. И. Ленину, проживавшему тогда на Казачьем переулке, д. 9.

В начале 1893-1894 учебного года особенную деятельность стали проявлять народовольцы: Сущинский, Зотов, Александров, Браудо. Тогда существовала рабочая группа, где были представлены почти все петербургские рабочие районы...

В кружки нередко ходили одновременно народовольцы и марксисты, и между теми и другими велись споры. Рабочие [92] прислушивались к ним и начали разбираться, но на новичков-рабочих, посещавших кружки, предполагалось, что подобные споры должны действовать, деморализующее, и для устранения этого решили устроить общее собрание представителей народовольцев и марксистов.

Собрание состоялось в феврале 1894 г. в моей комнате. От народовольцев пришли: Сущинский и еще неизвестный мне[4], от марксистов Герман Красин и (кажется) Василий Васильевич Старков; кроме меня были еще несколько развитых рабочих. Те и другие изложили свои программы. Рабочие - Норинский, Фишер и я склонялись к марксистам, Кейзер Иван Иванович (расстрелян белыми в Лебедяни, Харьковской губ., в январе 1920 г.)[5] - к народовольцам. Симпатии определялись больше вопросами тактики. Марксисты говорили, что к агитации приступать рано, нужно вести пропаганду - и притом на вопросах, близких к заводской жизни.

На этом собрании ни к чему не пришли, а решили устроить еще общее собрание, но более широкое и с большим числом рабочих. Оно состоялось перед пасхой 1894 г. Предполагали, что это собрание будет решающим, что меньшинство подчинится большинству или же придется «взнуздать» тех или других. Собрались на квартире Кейзера и Фишера, на В[асильевском] о[строве].

Пригласили от народовольцев, как группы, Александрова, Зотова и Сущинского; рабочих-народовольцев - Хотябина и известного впоследствии провокатора Кузюткина Василия Кузьмича; от марксистов, как отдельных интеллигентов - Вас. Вас. Старкова, Степана Ивановича Радченко, Германа Красина, зубного врача Михайлова (провокатор) и Тахтарева. От рабочих были я, Фишер, Кейзер, Норинский, Фунтиков и еще 6-8 человек, всего человек 20. Целm. собрания постановили: уничтожить грызню и не устраивать сепаратных кружков. На собрании выяснилось, что почти все рабочие, за исключением Хотябина и Кузюткина, были с.-д. После прений народовольцам предложили ходить в кружки в качестве сведущих людей и говорить о чем предложат рабочие. Для этой цели образован был контроль[6] из развитых рабочих и интеллигентов социал-демократов. На обязанности контролера [было] присутствовать в том кружке, где выступал народоволец, и «одергивать» его, т. е. ставить в рамки, желательные марксистам. В числе других [93] контролеров ходил и я и, помню, однажды заявил народовольцу Браудо, что я материалист-диалектик.

К лету, когда «революция разъезжалась на дачи», мы снова собрались для учета зимней кампании и на основании опыта зимней работы подтвердили постановление предыдущего собрания, что народовольцев нужно «держать в узде», а социал-демократов «подхлестнуть». Вскоре все народовольцы были арестованы, выдал Кузюткин. Вместе с ними «село» много и рабочих: Фишер, Кейзер, Норинский и др.; я не знал ни Кузюткина, ни Михайлова[7].

Осенью 1894 г. на кв[артире] Германа Красина собрались: Ленин, Мартов, Потресов, Кржижановский, Ванеев и я. Обсуждали брошюру в рукописи «Об агитации». В брошюре указывали на необходимость вести агитацию на почве экономических интересов; я внес поправку «насущных»; Герман Красин высказался против агитации, полагая, что она еще преждевременна.

Весной 1895 года Малишевский, Чернышев и др., связанные с Михайловым (тогда уже подозреваемым), ходили «кустарным» образом к рабочим и не хотели отставать от Михайлова. Я поговорил со Старковым, Радченко и др. и решил эту группу (Малишевского, Чернышева и др.) взять под свою ответственность в Александро-Невском районе; Михайлову же заявил, что про него ходят слухи, еще не проверенные, но все же поэтому он должен ходить только в мой район под моим контролем и присылать «своих» - Чернышева и Ко.

После этого Михайлов пригласил меня на собрание своей группы, где был и Богатырев, Михайлов, Чернышев и др., всего человек 8. Собрались, чтобы столковаться о работе. Я предложил устроить собрание рабочих и наметил для выступления на нем докладчиками Малишевского и Чернышева, имея намерение испытать, проэкзаменовать их. Собрались в поле. Пришли более солидные товарищи-рабочие: Зиновьев Борис (умер в Твери от чахотки), Бабушкин, Меркулов Никита, Яковлев Василий. После окончания беседы я обратился к товарищам-рабочим с вопросом, возможно ли допустить тов[арищей] пропагандистов (Малишевского и Чернышева) к работе в кружках. Об устроенном испытании Малишевский и Чернышев не подозревали даже. Решено было допустить, - и пропагандисты из группы Михайлова стали ходить к нам в кружки.

Еще весной 1894 г. я обратился к Радченко с просьбой прислать интеллигентов для массовки и остаться кому-нибудь [94] из интеллигентов, уезжающих на дачи, в городе для работы в рабочих кружках. Радченко отказал мне, сославшись на то, что рабочие могут обойтись своими силами. Осенью 1894 г. после арестов Кейзера и др. мы собрались на квартире Ивана Яковлева в Галерной гавани. Было около 20 человек одних рабочих, интеллигентов не было. На этом собрании решили разрозненную работу в районах вновь теснее связать и избрать для этого 4 человека и меня в том числе.

Связи с заводами налаживались, собираться стали правильно...

Воспоминания В. А. Шелгунова.

[1] Он же Афанасьев.

[2] Регистрация уставов обществ производилась полицией.

[3] В результате отказа полиции в регистрации устава общества взаимопомощи учеников вечерней школы в Петербурге организовалось нелегальное общество взаимопомощи «Борьба», которое являлось одним из многих рабочих кружков, пытавшихся самостоятельно без участия интеллигенции вести революционную пропаганду среди рабочих. Организатором общества был Е. А. Климанов.

[4] Повидимому, А. А. Федулов. (Примечание М. Ольминского.)

[5] Вставка в скобках сделана М. Ольминским.

[6] Это постановление было вынесено раньше. После же собрания у Фишера и Кейзера через несколько дней произошли большие аресты (апрель 1894 г.). (Примечание М. Ольминского.)

[7] Этим и объясняется, почему В. А. [Шелгунов] не был арестован. Нужно пояснить, что в апреле 1894 т. произошли главные аресты, преимущественно среди интеллигентов; рабочих арестовывали частью позже, уже летом. (Примечание М. Ольминского.)


Текст воспроизведен по изданию: Рабочее движение в России в XIX веке: сборник документов и материалов. - Т. III. Ч. 2. - [Москва], 1952. С. 89 - 95.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."