История России - История России с XVII-нач. XX вв.

Рязанская губерния.



С е к р е т н о


В дополнение к телеграммам моим от 16, 18 и 19 сего июня[1] имею честь представить в. в.-пр. подробные сведения о событиях, имевших место в Скопинском у. с 12 по 16 июня. За эти четыре дня от поджога сгорела усадьба бывшего предводителя Скопинского у. Голощанова, был поджог в именин купца Шебакина и беспорядки и своеволие толпы в имении дворянина Усова.

Начались беспорядки в именин дворянина Голощапова при с. Моховом, где совершенно неожиданно в ночь под 12 июня крестьяне подожгли садовую изгородь, откуда огонь перешел на усадебные постройки. Прибывший утром из города на пожар скопинский исправник с отрядом конных стражников не мог оказать особой помощи к прекращению пожара, так как ко времени его приезда часть построек уже сгорела, часть же была сильно охвачена огнем. Узнав от прибывшего несколько ранее на место происшествия станового пристава, что ходят слухи, будто собравшиеся на пожар из соседних сел Мохового, Рюмок и дер. Галиной крестьяне растаскивали с пожара имущество, исправник с помощью стражников при участии чинов жандармской полиции произвел в перечисленных селениях повальные обыски, во время которых у восьми крестьян сел Мохового и Рюмок были найдены некоторые вещи, похищенные из имения Голощапова, ввиду чего эти крестьяне привлечены к судебной ответственности. Кроме того, много вещей было найдено в окрестностях имения, в полях и оврагах. Оказалось, что сам владелец оставил усадьбу в самом начале пожара, когда еще только горели садовые плетни, а за ним вслед скрылись и все служащие из усадьбы, и что происходило в усадьбе во время пожара до прибытия полиции, установить почти невозможно.

В ту же ночь в имении купца Шебакина при с. Булычеве была облита керосином и подожжена в доме балконная дверь, но пожар был вовремя замечен и прекращен служащими имения.

14 июня вспыхнули беспорядки в имении Чулково при с. Секирине, где крестьяне названного села самовольно начали [70] косить луга помещика Усова. Хотя здесь находился полуотряд пешей стражи, но ввиду своей малочисленности он не мог прекратить самоуправств толпы, состоявшей из нескольких сот человек, вооруженных косами. Получив донесение о происходящем, исправник 14 го вечером прибыл в Секирино с полуотрядом конной стражи и, собрав сельский сход, на который явилось лишь около 100 человек, предложил крестьянам покончить дело миром и вернуть свезенную скошенную траву владельцу. Крестьяне заявили, что скошенные луга принадлежат им и что Усов в течение 40 лет владеет лугами неправильно. На это исправник разъяснил крестьянам, что они могут добиваться восстановления своих прав судом, самовольные же действия не могут быть допущены. Узнав затем, что крестьянами составлен приговор об отобрании лугов Усова, исправник приказал этот приговор отобрать и уехал в усадьбу Усова, откуда ему удобно было наблюдать за действиями крестьян. Через полчаса после его отъезда из с. Секирина послышался набатный благовест, и возвратившийся исправник увидел громадную толпу крестьян, окружившую плотину и двор мельницы Усова, и такую же толпу на противоположной стороне реки около конца плотины. Исправник снова попробовал словом образумить толпу, но слов уже не слушали. Тогда исправник, предполагая, что толпа рассеется от одного натиска конной стражи, приказал полуотряду идти в атаку, но толпа не только не отступила, но сомкнулась теснее и с угрожающими криками двинулась вперед. Опасаясь, что толпа может смять стражу, исправник предупредил, что, если сейчас не разойдутся, будет открыт огонь. Однако толпа продолжала надвигаться и окружать стражу, а один из толпы даже схватил под уздцы лошадь исправника. Тогда после трех предупредительных сигналов исправник приказал конному полуотряду открыть огонь. Не известно, были ли потерпевшие от этих выстрелов, но на толпу они никакого действия не произвели, ввиду чего исправник приказал открыть огонь пешей страже. После двух залпов толпа подалась назад и начала разбегаться, оставив на месте пять убитых и восемь раненых. В то время как исправник делал распоряжения об оказании первой помощи пострадавшим, толпа сделала попытку вновь собраться на горе близ деревни, но при приближении стражи рассеялась.

Первое известие о пожаре у Голощапова получил я телеграммой скопинского исправника от 13 июня. Тотчас же для выяснения виновников бывшего пожара и для предупреждения дальнейших попыток к поджогам я командировал в Скопинский у. в помощь местному исправнику помощника рязанского уездного исправника Окорокова и передвинул полуотряд конной [71] стражи из Пронского у. Затем 15 июня мною была получена телеграмма от исправника о том, что в имении Усова при с. Чулкове крестьяне самовольно косят луга названного помещика, и в тот же день ко мне явилась депутация от происходившего в Скопине уездного земского собрания в лице предводителя дворянства Хрущева и тамбовского вице-губернатора Отрешкова, которая от имени земского собрания просила меня принять экстренные меры к прекращению принявшего, но их словам, громадные размеры аграрного движения в Скопинском у. и к защите землевладельцев. Не имея возможности ввиду болезни выехать лично на место беспорядков, я командировал в Скопинский у. г. вице-губернатора, который выбыл в тот же день вместе с товарищем прокурора Рязанского окружного суда, помощником начальника губернского жандармского управления, сотней казаков и пешей охотничьей командой.

16 июня вице-губернатор, прибыв в Скопин, прежде всего решил ехать в Чулково и соседнее с. Секирино. Там он собрал сельский сход, на котором выяснил крестьянам преступность их поведения, бесцельность насильственных захватов и строгость ожидающего виновных наказания. Затем на глазах схода были арестованы и отправлены под конвоем в Скопинскую тюрьму главные виновники и подстрекатели к самоуправству в числе девяти человек, из коих пять признаны подлежащими задержанию прокурором окружного суда, два - помощником начальника жандармского управления и два арестованы в порядке Положения об охране.32 После этого вице-губернатор приказал крестьянам немедленно приступить к обратной возке травы, свезенной с лугов Усова, предупредив, что по истечении назначенного для возки срока будет произведен обыск и все лица, у коих окажется несвезенной награбленная трава, будут арестованы и привлечены к ответственности. К 10 час. вечера требование вице губернатора было исполнено, и вся трава в количестве 400 возов была свезена обратно на луга.

При этом считаю долгом доложить в. в.-пр., что, как видно из произведенного по настоящему делу расследования и из доклада возвратившегося из командировки вице-губернатора, первые вести, а равно сообщение депутации земского собрания о размерах и характере беспорядков оказались сильно преувеличенными. Представляется совершенно ясным, что беспорядки в Моховом и Секирине не имели между собой никакой непосредственной связи и совпадение указанных событий почти в одно и то же время является чисто случайным.

Необходимо отметить, что пожар в именин Голощапова не принял бы таких размеров, если бы служащие и сам владелец [72] не покинули имения в то время, когда загорелась лишь соломенная изгородь и непосредственной опасности дому не утрожало, и если бы Голощапов немедленно обратился за помощью к исправнику. На самом же деле Голощапов, прибыв в Скопин в 5 час. утра, сообщил о происшедшем исправнику лишь в 9 час. утра. Выехавший немедленно в Моховое исправник, не доезжая 7 верст до имения, заметил в усадьбе поднявшийся столб дыма. Как оказалось потом, это загорелся барский дом; это было в 10 час. утра. Таким образом, если бы Голощапов немедленно но прибытии в Скопин обратился к исправнику, пожар дома был бы предупрежден. Кроме того, отсутствие служащих и владельца имения во время пожара сделало то, что пожар происходил без свидетелей, и потому выяснить главных виновников поджога не представляется возможным. По этому делу в Моховом арестован лишь один крестьянин Коршунов, изобличенный в том, что в то время, как горел дом, он стоял около, пел «Дубинушку» и плясал вместе с другими крестьянами, личность которых пока еще не установлена.

Что же касается беспорядков в с. Секирине, население коего работающее на соседних каменноугольных копях, отличается грубостью и непокойным поведением, то только такие решительные меры, как действие оружием, могли образумить их и положить конец ими начатым своеволиям. Тяжелый урок, полученный секиринскими крестьянами, произвел громадное впечатление не только на них самих, но и на все окружающее население, которое с напряженным вниманием следило за исходом этой первой попытки самовольного захвата частновладельческой земли.33 С достоверностью можно полагать, что при менее благоприятном исходе описанных событий этот случай послужил бы началом аграрного движения. При настоящих же условиях наступившее в с. Секирине и прилегающем районе спокойствие, нужно надеяться, не будет нарушено, тем более, что меры к предупреждению беспорядков приняты как в Скопинском у., так и в соседних с ним Данковском, Раненбургском, Ряжском и Сапожковском, в которые в помощь местным полицейским силам командированы помощники исправников и по полуотряду конной стражи из северных более спокойных уездов.


Губернатор В. Левашов


Помета П. А. Столыпина: Нужны быстрые репрессии. Написать министру юстиции.


ЦГАОР, ф. 102-И, ДП, 4 д-во, 1907 г.,
ч. 58, ч. 1, л. 51-54.

[1] То же дело, л. 37, 41, 46.

[2] Положение об охране, полное наименование: «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», утвержденное 14 августа 1881 г. (Св. зак., т. XIV, 1890, прилож. к ст. 1 (прим. 2) Уст. о пред. и пресеч. прест.). Положение предоставляло широкие полномочия губернаторам и генерал-губернаторам для административной расправы с участниками массового и революционного движения: издание особых постановлений и наложение штрафов за их неисполнение (отдельные статьи см. Перечень статей Свода законов).

[3] 5 сентября 1908 г. особым присутствием Рязанского окружного суда с участием сословных представителей 35 привлеченных к суду были оправданы. Только предводитель дворянства, заявивший, что он сам дважды пострадал от погромов, подал голос за обвинение (ЦГИА, ф. 1405, оп. 194, д. 191, л. 14, 33-34 об.).


Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в России в 1907-1914 гг. Сборник документов. - М., 1966. С. 70 - 73.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."