История России - История России с XVII-нач. XX вв. |
Демократическая партия Литвы образовалась в 1905 г. на основе Литовской демократической партии (1902 г.). В ноябре 1917г. из ДПЛ образовалась партия социалистов-ляудинников (народников) демократов Литвы.
I. Идеал партии Свободная, никому не подчиняющаяся демократическая республика Литвы с правильным поделом имущества, соединенная федеративными связями с соседними демократическим[и] государствам[и] и правительств[ами].
II. А в т о н о м и я Л и т в ы
Ближайшая же цель партии - широкая демократическая автономия этнографической Литвы с сеймом в Вильне, выбранным всеобщим, тайным, равным голосованием без различия наций, вероисповедания, пола.
Примечание. К этнографической Литве мы причисляем: всю Ковенскую губернию; всю Виленскую губернию, за исключением Вилейского уезда и частей Лидского, Дисненского и Ошмянского уездов; всю Сувалкскую губернию за исключением Сувалкского и Августовского уездов, части Курляндской и Гродненской губерний. К тому пространству принадлежит и Прусская Литва, но здесь к автономной Литве ее не присоединяем.
2. Границы автономной Литвы проведутся, придерживаясь желанию жителей.
3. Права иностранцев в автономной Литве будут обеспечены основными государственными законами.
4. Литва может получить автономию через учредителей сейма всей России.
5. Центральн[ому] правлени[ю] всего государства могли бы принадлежать следующие дела: [59]
1) Иностранные дела - заграничное самоуправление, контракты, конвекции, пошлины.
2) Чеканка денег.
3) Всеобщие платежи всего государства.
4) Охрана государства - постоянное войско, военный флот, крепости, стратегические пункты.
Примечание. Местная народная милиция подчиняется правлению Литвы.
5) Почта и телеграф.
6) Надзор за основными государственными законами, данными учредителями сейма.
7) Издание законов всему государству.
6. Остальные все дела, не причисленные к ведению центральных правлений государства, принадлежат сейму Литвы и ведению автономного его правления.
В этих делах ни один закон не может пройти без одобрения сейма Литвы. А потому сейму Литвы пришлось бы обсуждать следующие дела:
1) Организация местного самоуправления (волости, уезды, полиция и администрация).
2) Местные подати.
3) Приведение в порядок земель и правление лесами (обеспечение землей малоземельных и безземельных).
4) Издание гражданского (цивильного) и уголовного кодекса в Литве.
5) Народное образование (училища, книжные магазины и музеи и т. д.).
6) Дороги, проселочные дороги, шоссе, железные дороги, морские пути.
7) Народная милиция Литвы.
8) Остальные дела, не принадлежащие к центральному правлению.
7. ВЫСОЧАЙШЕЕ правительство государства имеет своего наместника в Литве, благодаря которому сносится с сеймом Литвы. Наместник назнач[ается] ВЫСОЧАЙШЕЙ властью из выбранных кандидатов сейма Литвы.
8. Центральная власть государства состоит 1) из государственной власти; 2) из сейма государства, выбранного всеобщим голосованием всех жителей государства; 3) из отдаленных делегаций автономных частей государства; 4) из государственного суда.
9. Силу и границы ее каждому учреждению решает (постанавливает сейм учредителей всего государства[1].
10. Все автономное правление Литвы - демократическое: волости, города, уезды должны управляться автономно через собрания жителей через представителей жителей, выбранных всеми жителями полным [60] общим голосованием. Чиновники местных автономных частей Литвы должны быть избираемы самим народом.
III. Права Литвы и всех жителей государства
1. Все жители Литвы и всего государства равны перед законами. Всякие равенства жителей относительно национальности, вероисповедания и пола уничтожаются.
2. Никто не должен быть обвиняемым и наказанным иначе, как только судом и на основании обыкновенных уголовных законов.
3. Никто не должен быть арестован и обыскан, как только по приказанию суда. Ничья квартира не должна быть обыскана или взяты чьи-нибудь вещи, как только по приказанию суда, ничьи письма и посылки не должны быть опечатаны и взяты, как только по приказанию суда. Каждый арестованный человек должен быть выпущен на свободу или подан в суд не позже как через сутки в местах, где находится суд, и через трое суток в других местах от времени ареста. За каждый лишний арест, обыск человека, или квартиры, или чьих-нибудь вещей, за раскрытие или задержку писем и посылок отвечают все те, которые каким бы то ни было способом к тому присоединились.
4. Все жители имеют право принадлежать или не принадлежать к какому то ни было вероисповеданию. Вероисповедания перед законами все равны. Православная вера не имеет никаких преимуществ перед другими вероисповеданиями.
5. Все имеют право говорить, писать, печатать и каким бы то ни было способом распространять свои мнения. Всякая цензура уничтожается. За клевету в печати или за иные проступки все отвечают перед судом законным путем.
6. Все имеют право устраивать собрание в поле (или на открытом воздухе) или в квартире.
7. Все имеют право свободно учредить общества, союзы, устраивать политические партии, не испрашивая разрешения правительства.
8. Все имеют право посылать петиции во всякого рода правительственные учреждения, как каждый житель отдельно, так и сговорившись с другими.
9. Все имеют право свободно переселиться с одного места в другое без паспортов и жить во всем государстве, остаются лишь заграничные паспорта, которые должны быть выдаваемы даром и без всякого замедления.
Все имеют свободу без всяких придирок стать гражданами другого государства.
10. Все совершеннолетние и полнолетние жители, мужчины и женщины, имеют одинаковые права при выборах, могут выбирать других, могут быть сами избраны во всякие избираемые общественные места...
[1] Так в документе.
Текст воспроизведен по изданию: Национальный вопрос в программных документах политических партий, организаций и движений России. Начало XX в.: Документы и материалы. Томск, 1998. С. 59 - 61.
Комментарии |
|