Произнося имя Лейбница (1646-1716), каждый образованный русский исполняется великим чувством благодарности и благоговения к человеку, стараниями которого был разработан план образования нашего столичного университета и первой Российской академии наук. Столь же заметной и значительной была его роль в германской и европейской науке. (Достаточно сказать, что именно благодаря Лейбницу в Германии заново открыли и научились понимать философию Я. Бёме.)
Философия Лейбница заключалась в обосновании одной основной идеи, или принципа: предустановленной гармонии мира. «Идея мировой гармонии, - говорит Куно Фишер, - являлась руководящим принципом Лейбница и основной темой его учения, который прилагался им ко всем важным вопросам современного ему положения вещей». {Фишер К. Лейбниц, его жизнь, сочинения и учение. СПб., 1905. С. 157.)
В противоположность абсолютному догматизму Б. Спинозы (1632-1677), остановившемуся на дефиниции монотонного повторения одной в себе сущей, нерефлектированной в себя субстанции, т.е. на отрицающей все иное абстракции потустороннего Божества, Лейбниц выдвинул принцип индивидуального, как деятельную сущность (энтелехию) единой субстанции-субъекта, которую он называет «простой субстанцией», или монадой, действующей сообразно целям. В противоположность потусторонней субстанции Спинозы, выражающей в основных чертах принцип иудаизма, субстанция, или Бог, Лейбница предстает уже полагающей себя всеобщей сущностью, или основанием всех вещей, и выступает в посюсторонней действительности как представляющее мышление, как вечная душа мира, «не подлежащая ни образованию, ни разрушению». Весь мир состоит из таких цельных душ, существующих во взаимной согласованности друг с другом (в «гармонии»), ибо «они не могут естественным образом ни возникать, ни уничтожаться и, следовательно, имеют такое же продолжение, как и вселенная, подлежащая изменению, но никоим образом не разрушению». (Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати. § 2.)
Таким образом, индивидуальная субстанция Лейбница есть абсолютное множество, внутри которого происходят все его определения и модификации, которое резко противостоит спинозизму, т. е. абстрактно-рассудочной рефлексии объективированной субстанции, в которой все определенное (в том числе и человеческий дух) есть лишь нечто преходящее и неистинное. Спиноза был еврей, замечает Гегель в своей «малой» Науке Логики (1817), и потому в его философии нашло выражение то восточно-созерцательное воззрение, которое стремится все растворить в единой, неопределенной и абстрактной всеобщности. (Можно было бы добавить, что в те мрачные времена, когда во всех католических странах господствовала святая инквизиция, многие испанские и португальские евреи вынуждены были искать прибежища в реформатской Голландии. Так поступили и родители Спинозы. Но даже в свободной от предрассудков Голландии мыслитель несколько раз подвергался покушениям со стороны... своих единоверцев, оскорбленных смелостью его суждений, никак не согласующихся с талмудической еврейской ученостью. Это отчасти объясняет ту холодную последовательность, с какой Спиноза проводит свой принцип все растворяющего в себе Абсолютного, упраздняющего всякую природу и всякий дух, выступающего самодовлеющей «причиной самого себя», causa sui.) Наоборот, согласно Лейбницу, каждая монада, каждая представляющая душа, определена для себя и не влияет на другую в мире, в котором Бог установил гармонию.
Исходя из «идеи божественной гармонии», Лейбниц выводит свое учение о Боге и религии. «Для Лейбница церковные вопросы, - говорит К. Фишер, - как католической, так и протестантской унии были делом глубоко личного интереса, совершенно независимого от случайных обстоятельств времени и коренящегося в его миросозерцании и понятии о Боге. Он никогда не мог бы отрешиться от протестантизма, но в то же время чувствовал в себе нечто родственное католицизму, именно идею у н и в е р с а л ь н о й Ц е р к в и, и это заставляло его сочувственно относиться к соединению церквей. Оставаясь по своему вероисповеданию лютеранином, он в то же время в одном существенном пункте сходился с реформатами, именно в идее предопределения... Ибо он видел, что правильно понятое предопределение согласуется с лютеранскими и вообще с христианскими религиозными понятиями. Чтобы установить такое правильное понимание и вместе с тем оказать духовную помощь делу примирения протестантов, Лейбниц написал свою "Теодицею" (1710), т. е. "Учение о Боге"». (См.: Лейбниц Г. В. Собр. соч.: В 4 т. М., 1982. Т. 1. С. 413-430.)
«З а щ и т а Б о г а», или «Causa Dei», была издана сразу после «Теодицеи» на латинском языке в 1710 г. Это произведение представляло собой систематическое изложение «Теодицеи», но уже освобожденное от полемики с Бейлем, имеющей место в последней, которая несколько затрудняет ее прочтение. Таким образом, «Защита Бога» является, пожалуй, наиболее систематическим, конспективным изложением богословских взглядов Лейбница, облегчающим понимание завершающего, «моим дологического» периода его философии.