1912 год. В России происходит экономический подъем. Возрастает концентрация производства и банков. В 1912 г. на юге страны крупные предприятия сосредоточили 83% всех рабочих, в Петербурге - ведущем индустриальном центре империи - 82%. Решающие позиции в экономике постепенно захватывают монополистические объединения («Продамета», «Трубопродажа», «Продуголь», «Нобель-Мазут» и др.). Бурное развитие монополистического капитализма ознаменовало переход России к империализму.

Однако промышленный подъем не ликвидировал отставания России от развитых капиталистических стран, российская экономика развивалась неравномерно, монополисты получали основную прибыль не за счет усовершенствования техники производства, а за счет еще более безудержной, чем раньше, эксплуатации рабочих. Гнет монополий был еще более жесткий, еще более беспощадный, чем гнет отдельных капиталистических предпринимателей. Это не могло не вызвать обострения классовой борьбы многомиллионного российского пролетариата с фабрикантами и заводчиками.

В период 1910 - 1912 гг. происходит новый подъем рабочего движения. Выступления рабочих вспыхивают на юге, в Сибири (на Ленских приисках), Петербурге, Москве. В 1911 г. более половины стачек закончилось в пользу рабочих. В стране не прекращались крестьянские волнения.

Годы столыпинской реакции не сломили воли трудящихся масс к борьбе за свое политическое и социальное освобождение. «Полоса полного господства черносотенной реакции кончилась. Начинается полоса нового подъема. Пролетариат, отступавший - хотя и с большими перерывами - с 1905 по 1909 год, собирается с силами и начинает переходить в наступление»[1], - писал В. И. Ленин.

Одновременно в стране происходит дальнейшее обострение всех противоречий, свойственных эпохе империализма, и это, в свою очередь, порождало все «новые и новые элементы революционного кризиса»[2].

В условиях реакции партия большевиков смогла сохранить боеспособность, связь с массами. Большевики вели последовательную [7] борьбу с множеством фракций и групп, которые образовались в РСДРП после революции: с ликвидаторами, отзовистами и троцкистами[3].

В 1911 г. была создана Российская организационная комиссия, которая занималась практической подготовкой Пражской конференции.

VI Всероссийская Пражская конференция РСДРП, состоявшаяся в январе 1912 г., имела большое значение для укрепления рядов партии и руководства общедемократической борьбой масс. Конференция сплотила большевиков и изгнала из партии меньшевиков-ликвидаторов. Конференция четко сформулировала стратегический курс партии на победу демократической революции в России и ее перерастание в революцию социалистическую.

Пражская конференция определила тактику партии. Она вновь выдвинула задачу обучения, воспитания и организации пролетариата, руководства его борьбой. Конференция указала на необходимость усиления и расширения агитационно-пропагандистской работы среди широких слоев трудящихся, которая должна вестись под лозунгом буржуазно-демократической революции. «Лозунги партии - демократическая республика, 8-часовой рабочий день, конфискация всей помещичьей земли, - писал В. И. Ленин, - должны стать лозунгами всей демократии, лозунгами народной революции»[4].

Конференция всецело одобрила ленинскую тактику сочетания нелегальной и легальной деятельности, подчеркнула необходимость усиления работы по восстановлению партийных организаций, более широкого использования всех легальных возможностей для укрепления авторитета и влияния большевиков в массах. В решениях конференции была сформулирована тактика партии в избирательной кампании в IV Государственную думу, указано на необходимость создания массовой легальной печати, как одного из важных средств руководства общедемократической борьбой. [8]

«...Наша партия идет в Думу, - писал В. И. Ленин, - не для того, чтобы играть там «в реформы», не для того, чтобы «отстаивать конституцию», «убеждать» октябристов или «вытеснять реакцию» из Думы, как говорят обманывающие парод либералы, а для того, чтобы с думской трибуны звать массы к борьбе, разъяснять учение социализма, вскрывать всякий правительственный и либеральный обман, разоблачать монархические предрассудки отсталых слоев народа и классовые корни буржуазных партий, - одним словом для того, чтобы готовить армию сознательных борцов поной русской революции»[5]. На Пражской конференции был избран новый Центральный Комитет во главе с В. И. Лениным.

Решения Пражской конференции нацеливали партию на активное руководство борьбой трудящихся в условиях нового революционного подъема.

Стачки рабочих, политические демонстрации, митинги, студенческие сходки, крестьянское движение - все это говорило о назревании новой революции.

Осенью 1912 г. состоялись выборы в IV Государственную думу. Несмотря на бешеное преследование передовых рабочих, полицейский произвол и разгул черносотенцев, большевики сумели добиться успеха в избирательной кампании: почти повсеместно в уполномоченные и выборщики по рабочей курии прошли социал-демократы или сочувствующие им. От шести промышленных губерний были избраны члены большевистской партии: от Петербургской А. Е. Бадаев, от Владимирской - Ф. Н. Самойлов, от Костромской - Н. Р. Шагов, от Харьковской - М. К. Муранов, от Екатеринославской - Г. И. Петровский и от Московской - Р. В. Малиновский, впоследствии разоблаченный как агент царской охранки[6].

Выборы в IV Думу, проходившие на основании третьеиюньской избирательной системы[7], резко сократившей количество выборщиков от рабочих, крестьян и национальных окраин, стали открытой ареной борьбы всех классов и политических партий. Правительственный лагерь делал ставку на победу крайне правых и черносотенцев. Либералы, запугивая массы «черносотенной опасностью», пытались создать [9] на выборах так называемую «единую оппозицию» и продолжали вести линию на сделку с царизмом. В свою очередь, избирательная платформа ликвидаторов представляла собой полное отречение от Программы РСДРП: требование демократической республики не выдвигалось, требование конфискации помещичьих земель было заменено туманным требованием «пересмотра аграрного законодательства III Думы». Лозунг права наций на самоопределение был заменен либеральным лозунгом «культурно-национальной автономии». Ликвидаторы стремились использовать выборы для новых нападок на нелегальную партию, и лишь большевики стояли по-прежнему на единственно верной платформе, отвечающей интересам трудящихся. Вся избирательная кампания партии проходила под непосредственным руководством ЦК РСДРП во главе с В. И. Лениным.

На основе решений Пражской конференции В. И. Ленин подготовил документ под названием «Избирательная платформа РСДРП», в котором были сформулированы основные положения избирательной политики партии. ЦК партии издал «Избирательную платформу РСДРП» отдельной листовкой, которая получила распространение в крупнейших пролетарских центрах России. Большевистская платформа отражала коренные интересы народных масс и поднимала всех трудящихся на осуществление ближайших политических задач: демократическая республика, 8-часовой рабочий день, конфискация всей помещичьей земли. В. И. Ленин разъяснял, что большевики должны участвовать в выборах прежде всего ради сплочения и политического просвещения рабочих масс. «Кандидатами партии, - подчеркивал В. И. Ленин, - могут выступать только люди, на деле проводящие всецело политику РСДРП, верные не только ее программе, но и ее тактическим резолюциям...»[8]

Как и во время выборов в I, II, III Думы, В. И. Ленин разработал не только принципы политики большевистской партии в новой избирательной кампании, но и ее тактику. Признавая руководящим [10] принципом большевиков сохранение полной идейной, тактической и организационной самостоятельности, В. И. Ленин учил осуществлять во время выборов тактику «левого блока», т. е. добиваться упрочения союза пролетариата и всех демократических сил.

В. И. Ленин неустанно заботился о подготовке партийных организаций, к выборам, практически помогал местным комитетам и группам, вел борьбу с происками либералов и их пособниками-ликвидаторами, которые пытались расколоть рабочую курию и взять руководство выборами в свои руки.

Выдающуюся роль в период избирательной кампании в IV Думу сыграла газета «Правда», ставшая фактическим центром и штабом избирательной кампании большевиков. Муранов, Бадаев, Шагов, Самойлов, Петровский были постоянно связаны с редакцией «Правды», с ее рабочими корреспондентами. Летальная большевистская газета находилась в центре внимания всей избирательной борьбы большевиков на выборах по рабочей курии. Итоги этих выборов, закончившихся полной победой социал-демократии, убедительно показали дальнейший рост политической сознательности рабочего класса. Об этом достаточно ярко свидетельствовал такой факт, что в пяти крупнейших промышленных губерниях, пославших в IV Думу большевиков, насчитывалось свыше 1 млн. рабочих, а в губерниях, от которых прошли меньшевики, лишь 136 тыс.[9].

Выборы в Думу еще раз подтвердили правильность большевистской тактики сочетания нелегальной и легальной форм борьбы. Большевистская партия оказалась единственной партией, которая смогла в условиях жесточайших репрессий сохранить своп нелегальные организации, прочно связанные с рабочим классом.

Посланные в Думу рабочие депутаты, как неоднократно подчеркивал В. И. Ленин, должны быть преданы интересам Пролетарского дела и революции, должны иметь опыт партийной работы и показать на деле, что «члены рабочей партии всех последовательнее, всех правильнее, всех решительнее, всех искуснее защищают интересы этой революции, интересы ее полной победы. Это - нелегкая задача, и в подготовке к ней состоит основная и главная обязанность всякого с.-д., идущего на избирательную кампанию»[10].

Соответствовали ли большевистские депутаты высоким ленинским требованиям, способны ли были на столь боевом и ответственном посту, как думская трибуна, пропагандировать революционные идеи?

На все эти вопросы можно ответить только утвердительно. Жизнь и деятельность депутатов-большевиков органически связана с героической борьбой российского пролетариата, с историей создания и укрепления революционной марксистской партии нового типа. Депутаты-большевики - Г. И. Петровский, Л. Е. Бадаев, Ф. П. Самойлов, [11] М. К. Муранов, Н. Р. Шагов - яркие представители ленинской когорты пламенных революционеров, составляющих цвет и гордость рабочего класса России. Они проявили себя стойкими борцами с ненавистным царским самодержавием, признанными руководителями пролетарских масс в ходе подготовки и проведения российских революций.

Жизненный путь депутатов-большевиков - это путь многих рабочих-революционеров, прочно связавших свою судьбу с судьбой всего рабочего класса.


[1] Л е н и н  В. И. Начало демонстраций. - Полн. собр. соч., т. 20, с. 74.

[2] Л е н и н В. И. Об оценке текущего момента. - Полн. собр. соч., т. 17, с. 284.

[3] Ликвидаторы пытались отвлечь рабочих от борьбы за новую революцию в период поражения революции 1905 - 1907 гг., ликвидировать революционную партию и создать открытую (легальную) реформистскую партию, которая, по их мнению, должна была позаботиться о мирном реформировании царизма (главным образом они собирались добиваться своих целей через Государственную думу);

отзовисты - группа внутри партии большевиков, оформившаяся в 1908 г. в условиях столыпинской реакции. Отзовисты требовали отзыва депутатов из числа социал-демократов из Государственной думы (отсюда название группы) и прекращения партийной работы в легальных и полулегальных организациях рабочего класса: профсоюзах, кооперативах, клубах и т. п.;

троцкисты - представители враждебного ленинизму течения в рабочем движении. Идеологом и лидером троцкистов был Л. Д. Троцкий (Бронштейн), отрицавший возможность победы социализма в России. Он утверждал, что диктатура пролетариата станет возможной лишь тогда когда социал-демократическая партия и рабочий класс будут наиболее близки к отождествлению, а пролетариат станет большинством нации. На деле это означало отказ от борьбы за установление диктатуры пролетариата и явилось в дальнейшем основой троцкистской теории о невозможности победы социализма в России.

[4]Л е н и н  В. И. Революционный подъем. - Полн. собр. соч., т. 21, с. 346.

[5] Л е н и н  В. И. Избирательная платформа РСДРП. - Полн. собр. соч., т. 21, с. 181.

[6] Что касается Малиновского, то В. И. Ленин предлагал не выбирать его в депутаты. По воспоминаниям Г. И. Петровского, ему говорил об этом Г. К. Орджоникидзе, выразивший сожаление, что участники Пражской партийной конференции, на которой утверждался состав депутатов, не прислушались к мнению Владимира Ильича - голосовали за Малиновского и «сели в галошу». Убедившись в невозможности при помощи провокатора изменить политическую линию большевистской фракции, которая вырабатывалась и проводилась под непосредственным руководством ЦК партии во главе с В. И. Лениным, товарищ министра внутренних дел В. Ф. Джунковский предложил Малиновскому сложить депутатские полномочия и немедленно покинуть Россию.

[7] 3 июня 1907 г. имел место контрреволюционный политический акт царизма, выразившийся в аресте думской социал-демократической фракции, роспуске II Государственной думы и изменении норм представительства от различных классов.

[8] Л е н и н  В. И. Резолюция II Парижской группы РСДРП о положении дел в партии. - Полн. собр. соч., т. 20, с. 293.

[9] См.: Проблемы гегемонии пролетариата в демократической революции (1905 - февраль 1917 г.). М., 1975, с. 215.

[10] Л е н и н  В. И. Социал-демократия и избирательные соглашения. - Полн. собр. соч., т. 14, с. 91.