Содержание | Библиотека | Новейшая история России


Исключительно сложная международная и внутренняя обстановка Советского государства весной 1919 г. потребовала от ленинской партии неотложных мер, направленных на укрепление обороноспособности страны и дальнейшее решение вопросов строительства Вооруженных Сил. Эту задачу осуществил VIII съезд РКП(б), состоявшийся 18 - 23 марта 1919 г. в Москве.

В Отчетном докладе Центрального Комитета РКП(б), в выступлениях В. И. Ленина, делегатов съезда, в принятой съездом Программе партии и резолюциях по обсуждавшимся вопросам военные вопросы получили широкое отражение. Основное внимание сосредоточивалось на двух проблемах - строительстве Красной Армии и отношении к среднему крестьянству.

Обобщая и анализируя огромную работу Коммунистической партии в области военного строительства между VII и VIII съездами, В. И. Ленин говорил: «Мы шли от опыта к опыту, мы пробовали создать добровольческую армию, идя ощупью, нащупывая, пробуя, каким путем при данной обстановке может быть решена задача. А задача стояла ясно. Без вооруженной защиты социалистической республики мы существовать не могли»[1]. Накопленный по созданию и укреплению Красной Армии, руководству боевыми действиями опыт позволял выработать принципы ее строительства и на этой основе завершить создание кадровых, регулярных Вооруженных Сил Советской республики, способных надежно защитить ее великие завоевания.

В тот период строительство массовой регулярной армии являлось насущной потребностью дня, а поэтому решение такой проблемы стало главной задачей политической и организационной деятельности партии.

В Программе РКП(б), принятой на VIII съезде, в специальной резолюции «По военному вопросу» были сформулированы основные принципы строительства революционной армии рабочих и крестьян, армии трудового народа. Это позволило поставить дело ее строительства на прочную научную основу, четко и ясно определить направления, организационные формы, методы и способы решения столь сложной исторической задачи.

Программа РКП(б), наметившая генеральный курс партии на целый исторический период борьбы за социализм, в разделе «В области военной» определила цели и характер Красной Армии как орудия пролетарской диктатуры, указала, что она необходима для защиты завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции. Красная Армия имеет открыто классовый характер, то есть формируется из пролетариата и близких к нему полупролетарских [20] слоев крестьянства, и в отличие от армий эксплуататорских государств неразрывно связана с широкими трудящимися массами. В. И. Ленин отмечал, что социалистическая революция вызвала к жизни армию, которая «не оторвана от народа, как сила старой постоянной армии, а теснейшим образом с ним связана...»[2].

Главное место в упрочении единства армии и народа отводилось повышению роли рабочего класса в военном строительстве. Партия опиралась на указание В. И. Ленина о том, что только пролетариат «может создать ядро могучей революционной армии, могучей и своими идеалами, и своей дисциплиной, и своей организацией, и своим героизмом в борьбе...»[3].

Новая Программа стала документом огромной важности для всего международного коммунистического движения. Указывая на эту особенность, В. И. Ленин заявил: «Наша программа будет сильнейшим материалом для пропаганды и агитации, будет тем документом, на основании которого рабочие скажут: «Здесь наши товарищи, наши братья, здесь делается наше общее дело»[4].

Большое место на съезде занял вопрос о значении военной науки. Первому пролетарскому государству, по словам В. И. Ленина, приходилось решать «задачу сочетания энтузиазма, нового революционного творчества угнетенных с использованием... запаса буржуазной науки и техники милитаризма...»[5]. Без этого невозможно было ни построить новую армию, ни овладеть современной техникой и способами ведения войны, а для успешного решения этой жизненной задачи был только один путь - привлечение старых военных специалистов.

Опыт советского строительства, вооруженной защиты социалистической революции поставил перед ленинской партией важнейший вопрос общественной жизни - об отношении пролетариата к среднему крестьянству. От нейтрализации середняка партия взяла курс на союз с ним. Решение этой проблемы означало расширение классовой базы диктатуры пролетариата и объективно способствовало значительному укреплению обороноспособности Советской республики, комплектованию многомиллионной кадровой армии.

Вопрос о взаимоотношениях со средними слоями крестьянства получил подробное обоснование в речи В. И. Ленина при открытии съезда, в Отчетном докладе Центрального Комитета, в докладе о Программе партии и особенно в докладе о работе в деревне. В них подчеркивалось, что в обстановке гражданской войны и вооруженной интервенции союз пролетариата с трудящимся крестьянством должен приобрести характер военно-политического союза, стать прочной социальной основой политики военного коммунизма, проводившейся партией. Без этого нельзя было завершить перестройку экономики на военный лад, создать и укрепить кадровую армию и в конечном счете добиться полной победы над объединенными силами внешней и внутренней контрреволюции.

Утвержденный VIII съездом РКП(б) курс на создание и постоянное укрепление союза рабочего класса с середняком сыграл огромную роль в мобилизации сил всех трудящихся на организацию борьбы против интервентов и белогвардейцев, в успешном строительстве Красной Армии. Оценивая значение решений съезда по этому вопросу, В. И. Ленин указывал на то, что «единодушным и быстрым решением съезда мы наметили линию в особенно нужном и особенно трудном вопросе, который в других странах считается даже неразрешимым, - в вопросе об отношении свергнувшего буржуазию [21] пролетариата к среднему многомиллионному крестьянству. Мы все уверены, что эта резолюция съезда укрепит нашу власть»[6].

Несмотря на то что и новая Программа РКП(б), и изменение отношения к середняку имели существенный военный аспект, VIII съезд всесторонне рассмотрел включенный Центральным Комитетом партии в повестку дня самостоятельный пункт: «Военное положение и военная: политика». Это было вызвано обстановкой, а также расхождениями внутри партии по вопросам военного строительства и методам руководства защитой социалистического Отечества. Необходимо было не только обсудить сложившееся военно-стратегическое положение, но и твердо определить курс военной политики. В борьбе с международным империализмом тесное сплочение и единство правящей партии являлись важной предпосылкой победы.

В докладе ЦК РКП(б) о военном положении и военной политике подводился итог более чем годового опыта в области строительства Вооруженных Сил. Основные идеи этого документа сводились к следующему: решительно покончить с методами добровольческого периода и партизанщиной в войсках, укреплять постоянную, регулярную армию. Партия уже проводила в жизнь разработанные ею мероприятия по созданию такой армии. При этом особое внимание она уделяла организации стройной системы управления войсками, привлечению военных специалистов, правам и обязанностям военных  комиссаров и  коммунистических  ячеек.

К весне 1919 г. уже накопился достаточный опыт использования военных специалистов. Этот опыт, отмечалось в докладе, убедительно показал, что там, где они привлекались в сочетании с реорганизацией партизанских отрядов в регулярные части и соединения, был создан крепкий партийно-политический аппарат, достигались устойчивость фронта и военные успехи.

Против основных положений ленинской линии партии в вопросах строительства Красной Армии, как это выявилось в ходе предсъездовской дискуссии и во время работы съезда, выступила так называемая военная оппозиция. Ее ядром являлись бывшие «левые коммунисты» - В. М. Смирнов, Г. И. Сафаров, Г. Л. Пятаков. Часть оппозиции составляли партийные и военные работники, которые, не понимая особенностей строительства регулярной армии в новых условиях, пытались полностью использовать опыт военной работы добровольческого периода. Некоторые делегаты оказались в этой группе из-за несогласия с деятельностью Военного ведомства, с военной политикой партии лишь в частности, но не поддерживали оппозицию по коренному вопросу расхождений - о военных специалистах. Другие выступали против введения коллегиальности в управлении войсками и т. д.

Военная оппозиция не имела общей платформы. Однако ее большинство, по существу, выступило за добровольчество, против всеобщей воинской обязанности трудящихся, за выборность командного состава, против использования опыта старых военных специалистов, огульно считая всех их врагами Советской власти, требовало предварительного обсуждения боевых приказов на собраниях личного состава. Оппозиционеры ратовали за сохранение партизанских методов управления армией и ведения войны, выступали против введения в армии твердой воинской дисциплины и уставных требований. Они считали, что строгая дисциплина будет отпугивать от военной службы среднего крестьянина.

Некоторые участники оппозиции выступали за установление коллективного командования. Предлагалось предоставить военным комиссарам более широкие права и большее участие в управлении войсками. Отдельные работники настаивали на том, чтобы партийным организациям было предоставлено право руководить всей боевой деятельностью войск, а вместо политорганов, необходимость которых подтверждала практика, создать армейские партийные комитеты.

Взгляды и предложения военной оппозиции были ошибочными и вредными, вели к ослаблению военной мощи Советского государства. [22]

Обсуждение военного вопроса на съезде проходило в острой борьбе. Делегаты резко и справедливо критиковали деятельность Военного ведомства, которое возглавлял Троцкий. Отмечалось, что Троцкий враждебно относится к старым большевикам-фронтовикам, слепо преклоняется перед специалистами старой армии, пытается ослабить руководство партии в Красной Армии. Нарушая классовый принцип, троцкисты засоряли ее ряды классово чуждыми элементами, стремились строить армию по образцу царской, травили комиссаров, посылали в качестве таковых людей, не пригодных для этой роли, игнорировали партийно-политическую работу. Барское поведение, диктаторские замашки Троцкого вызвали справедливое возмущение многих членов партии - военных работников. Против его кандидатуры в члены ЦК партии голосовало 50 делегатов, или около 17 процентов.

На закрытом пленарном заседании съезда была заслушана информация о положении на фронтах. В ходе дискуссии ряд делегатов выступили в поддержку линии ЦК в военном вопросе. Так, А. И. Окулов подверг резкой критике Реввоенсовет 10-й армии Южного фронта за неправильное отношение к указаниям Центрального Комитета по вопросам об использовании военных специалистов. И. В. Сталин подчеркнул, что «без регулярной армии оборона Советской страны невозможна, что армия должна быть проникнута духом дисциплины и в ней необходима хорошо поставленная политическая работа»[7].

Огромную роль в разгроме военной оппозиции и в защите линии ЦК партии по вопросам военного строительства сыграл В. И. Ленин. На закрытом заседании, как и в других выступлениях на съезде, он дал глубокое научное обоснование коренных проблем военной политики партии, на конкретных примерах показал работу партии по созданию и укреплению Красной Армии, повышению ее боеспособности.

Говоря об использовании офицеров старой армии, В. И. Ленин указывал на то, что, создавая вооруженные силы социалистического государства, необходимо брать командиров только из среды рабочих и трудящихся крестьян. Однако партия знала, что их невозможно подготовить в короткий срок. Еще Ф. Энгельс, разрабатывая основы создания социалистической армии, писал, что после взятия пролетариатом власти он натолкнется на величайшие трудности в организации армии. Одна из этих трудностей будет состоять в том, что для создания новой армии нужны и новые офицерские кадры, а их невозможно «создать как по волшебству... в двухмесячный срок». Поэтому Ф. Энгельс считал необходимым привлекать на сторону революции как можно большее количество офицеров старой армии, особенно из числа среднего и низшего командного состава[8].

Развивая положения Ф. Энгельса, В. И. Ленин рассматривал привлечение на сторону Советской власти старых специалистов, в том числе и военных, как своеобразную форму классовой борьбы и требовал использовать их под контролем пролетариата. Главное состояло в том, чтобы взять все лучшее из культуры капитализма, «всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого, - указывал В. И. Ленин, - мы жизнь коммунистического общества построить не можем. А эта наука, техника, искусство - в руках специалистов и в их головах»[9].

В. И. Ленин развенчал ошибочные предложения оппозиционеров по вопросам воинской дисциплины и управления войсками и показал, что без железной дисциплины армия будет небоеспособной, в армии, где пролетарская прослойка невелика, такая дисциплина особенно необходима. Отклоняя требования оппозиции об установлении выборности командного состава и коллективного командования, В. И. Ленин обосновал необходимость единоначалия как одного из важнейших принципов строительства Красной Армии. Борьбу за укрепление воинской дисциплины и единоначалия он считал [23] первоочередной задачей военных комиссаров, политорганов и партийных организаций. Решительно отвергая обвинение оппозиции в том, что Центральный Комитет якобы недостаточно уделял внимания военным вопросам, В. И. Ленин доложил съезду, что ни один из них не решался без участия ЦК партии и все мероприятия в этой области проводились в жизнь под его контролем. ЦК РКП(6) повседневно занимался военным строительством, созданием и распределением стратегических резервов.

После выступления В. И. Ленина большинство делегатов проголосовали за резолюцию ЦК партий. Согласительная комиссия выработала резолюцию «По военному вопросу», за которую съезд проголосовал при одном воздержавшемся. Таким образом, партия добилась единства взглядов по вопросам военной политики. Это обеспечивало дальнейшую успешную деятельность по строительству Красной Армии и укреплению обороноспособности страны.

VIII съезд РКП(б) в резолюции «По военному вопросу» закрепил разработанные В. И. Лениным основы военной политики партии, выработал программу военного строительства, все важнейшие вопросы которого должны решаться ЦК партии При этом подчеркивалось, что организатором, руководителем и воспитателем Красной Армии является Коммунистическая партия.

Развивая и дополняя основные положения военного раздела второй Программы партии, резолюция закрепляла ленинские принципы строительства, обучения и воспитания армии. В ней отмечалось, что требование первой Программы партии установить всенародную милицию на основе внеказарменного, по возможности военного, обучения всех граждан, способных носить оружие, противопоставлялось империалистическим постоянным армиям с казарменным обучением, длительным сроком службы. Это требование «имело то же историческое значение, что и другие требования демократии: всеобщего, равного избирательного права, однопалатной системы и пр.»[10]. Борьба за установление всенародной милиции «имела, несомненно, воспитательное значение...»[11]. Первая мировая война показала, что борьба за демократизацию буржуазного милитаризма дала еще меньшие результаты, чем за демократизацию буржуазного парламентаризма. Буржуазия допускает такой «демократизм», который не задевает ее классового господства.

«Когда классовая борьба, - подчеркивалось в резолюции, - превращается в открытую гражданскую войну, разрывая оболочку буржуазного права и буржуазно-демократических учреждений, лозунг «народной милиции» лишается смысла совершенно так же, как и лозунги демократического парламентаризма, и поэтому становится орудием реакции»[12]. И далее отмечалось, что «наступившая эпоха пролетарской революции есть эпоха открытой гражданской войны пролетариата против всякого буржуазного государства и всякой буржуазной армии независимо от того, прикрыта она или не прикрыта формами демократии. Победа пролетариата в этой гражданской войне неотвратимо ведет к установлению классового пролетарского государства и классовой армии»[13].

VIII съезд РКП(б) указал на необходимость иметь кадровую систему комплектования и обучения войск. В резолюции говорилось, что Красная Армия, будучи классовой по своему социальному составу, является не милиционной, а постоянной, регулярной по методам формирования и обучения.

Партия выступила за введение в ней железной воинской дисциплины, строжайшего централизма и единоначалия в управлении войсками. «...Армия, - отмечалось в резолюции, - должна быть армией обученной, вооруженной и организованной по последнему слову военной науки»[14]. Партизанские [24] методы руководства войсками осуждались. «Проповедовать партизанство, как военную программу, - подчеркивалось в резолюции, - то же самое, что рекомендовать возвращение от крупной промышленности к кустарному ремеслу»[15].

Красная Армия, подчеркнул съезд, не может не использовать достижения буржуазного военного искусства и вынуждена привлекать старых военных специалистов при строгом политическом контроле за их деятельностью со стороны военных комиссаров. Вместе с тем необходимо готовить и воспитывать военные кадры из пролетарской среды и трудящихся крестьян, учитывать при расстановке кадров их политические и деловые качества. Съезд потребовал значительного улучшения работы центральных военных учреждений, укрепления их коммунистами.

Отмечая важную роль коммунистов в укреплении воинской дисциплины, организованности и порядка, съезд обратил внимание на необходимость усиления работы партийных ячеек. В резолюции говорилось, что «принадлежность к коммунистической ячейке не дает солдату никаких особых прав, а лишь налагает на него обязанность быть наиболее самоотверженным, и мужественным бойцом»[16]. Съезд указал на необходимость повышения роли комиссаров в строительстве новой армии: «Комиссары в армии являются не только прямыми и непосредственными представителями Советской власти, но и прежде всего носителями духа нашей партии, ее дисциплины, ее твердости и мужества в борьбе за осуществление поставленной цели. Партия может с полным удовлетворением оглянуться на героическую работу своих комиссаров, которые, рука об руку с лучшими элементами командного состава, в короткий срок создали боеспособную армию»[17]. Большое внимание в резолюции съезд уделил усилению партийно-политической работы в армии.

Принятые по военному вопросу решения сыграли важную роль в создании и укреплении Красной Армии. Всестороннее и тщательное его обсуждение позволило развернуть претворение в жизнь программы военного строительства, закрепило выработанные в ходе ожесточенной классовой борьбы принципы политики РКП(б) в этом вопросе.

[1] Л е н и н  В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 138.

[2] Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 304.

[3] Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 12, с. 57.

[4] Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 212.

[5] Там же, c. 139.

[6] Л е н и и  В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 213.

[7] Цит. по: История Коммунистической партии Советского Союза, т. 3, кн. 2, с. 277.

[8] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 519.

[9] Л е н и н  В. И. Полн. собр. соч., т. 38, с. 55.

[10] КПСС в резолюциях..., т. 2, с. 93.

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Там же, с. 93 - 94.

[14] Там же, с. 97.

[15] КПСС в резолюциях..., т. 2, с. 95.

[16] Там же, с. 98.

[17] Там же, с. 97.