Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

24 декабря 1917 (6 января 1918) г. в Праге собрались чешские депутаты австро­-венгерского имперского парламента (рейхсрата), депутаты распущенного Чешского земского сейма и чешские депутаты Моравского и Силезского сеймов. Собрание приняло публикуемую декларацию.



Прага

24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.)[1]

На четвертом году грозной мировой войны, которая потребовала от народов неизмеримых жертв людьми и имуществом, предпринима­ются первые попытки к миру. Мы, чешские депутаты рейхсрата, ко­торый согласно приговорам некомпетентных военных судов лишился ряда своих славянских членов, и одновременно мы, чешские депутаты распущенного и до сих пор не восстановленного сейма королевства Чеш­ского, так же и за все время войны не созывавшегося сейма маркграфства Моравского и не восстановленного сейма герцог­ства Силезского, в качестве избранных представителей народа чеш­ского, обращая внимание на все заявления чешского представительства [36] в рейхсрате[2], обязаны от имени народа чешского и порабо­щенной, политически бесправной словацкой ветви в Венгрии определен­но и ясно выразить свою точку зрения по вопросу о новом упорядо­чении международных отношений.

Когда чешские депутаты возрожденного народа нашего высказались во время франко-немецкой войны по международным европейским во­просам, они торжественно провозгласили в своем меморандуме 8 де­кабря 1870 г.: «Все нации, как большие, так и малые, имеют равное право на самоопределение и их равенство должно также одинаково охраняться. Только при признании равноправия и при взаимном ува­жении свободного самоопределения всех наций может расцвести на­стоящая свобода и братство, всеобщий мир и истинная человеч­ность».

Мы, депутаты чешского народа, верные и ныне этим принципам наших предшественников, с радостью приветствовали то обстоятельство, что сегодня все государства, воюющие и нейтральные, которые осно­ваны на принципах демократии, так же, как и мы, считают свободное самоопределение наций гарантией прочного всеобщего мира.

Новая Россия в своей попытке добиться всеобщего мира включила в основные условия мира принцип самоопределения наций, чтобы на­роды, таким образом, путем свободного выбора определили свою судь­бу и решили, хотят ли они создать самостоятельное государство или образовать единое государство совместно с другими народами. В про­тивоположность этому представитель Австро-Венгрии от имени Четвер­ного Союза заявил, что вопрос самоопределения тех наций, которые до сих пор не имеют государственной самостоятельности, должен быть решен в каждом государстве конституционным путем[3]. В связи с этим мы от имени чешского народа обязаны заявить, что эта точка зрения представителя Австро-Венгрии не является нашей точкой зрения. Мы наоборот, во всех своих выступлениях и предложениях высказывались против такого решения, так как оно, на основе нашего собственного многолетнего горького опыта, не означает ничего иного, как полное отрицание принципа самоопределения наций. Мы горько сожалеем, что на основе искусственно созданной избирательной системы наш народ был лишен своей государственно-правовой самостоятельности и права на самоопределение; более того, был отдан под власть немецкого мень­шинства и немецкой централистической бюрократии. А словацкая ветвь наша стала жертвой мадьярской жестокости и неслыханного насилия в государстве, которое, несмотря на все внешне конституционные фор­мы, остается самым темным уголком Европы, в котором немадьярские национальности, составляющие большинство, истязаются и истребля­ются господствующим меньшинством, денационализованы с колыбели, оставаясь почти без всякого представительства в сейме и в учрежде­ниях, без общественных школ и без свободы в частных школах.

Конституция, на которую ссылается представитель Австро-Венгрии, исказила и справедливость всеобщего избирательного права, искусствен­ным путем увеличив в австрийском рейхсрате число мандатов немец­кого меньшинства, и вся ее действительная ничтожная ценность для свободы наций очень ясно обнаружилась в жестоком военном абсолю­тизме во время войны [4]. Каждая ссылка на эту конституцию означает поэтому в действительности лишь отказ в праве на самоопределение, выдачу в плен всех ненемецких наций в Австрии и жестокие, кровавые издевательства над немадьярскими нациями в Венгрии, где коституция [37] является лишь инструментом самого жестокого господства олигархии нескольких дворянских мадьярских семейств, что было вновь подтверждено новым законопроектом об избирательной ре­форме[5].

Вместе со всеми демократиями света наш народ жаждет всеобщего и прочного мира. Однако он хорошо понимает ту истину, что прочным может стать лишь такой мир, который устранит старую несправедли­вость, жестокую силу оружия, так же как и господство одних госу­дарств и наций над другими нациями, такой мир, который обеспечит развитие больших и малых наций и освободит прежде всего те нации, которые до сих пор стонут под чужим господством. Поэтому это право на свободную национальную жизнь, на самоопределение больших и ма­лых наций, а также на любую государственную принадлежность долж­но стать основой будущего международного права, гарантией мира и дружественного сожительства наций и победой великого идеала, которую человечество одержит в грозной мировой войне.

Мы, депутаты народа чешского, заявляем, что мир, который нашей нации не принес бы справедливость и свободу, не мог бы стать для него миром, а лишь началом новой мощной и последовательной борь­бы за государственную самостоятельность, в которой наша нация на­прягла бы все свои материальные и моральные силы и не прекратила бы эту беспощадную борьбу до счастливого конца.

Наша нация выступает за свою самостоятельность, опираясь на свое историческое государственное право[6], преисполненная горячим стремлением в свободном соревновании с другими свободными нациями и в своем государстве, суверенном, полноправном, демократическом, социально-справедливом и основанном на равенстве всех своих граж­дан в исторических границах своих земель и своего расселения[7], и вместе со своей словацкой ветвью содействовать новому широкому развитию человечества, основанному на свободе и братстве, признавая в этом государстве за национальным меньшинством полное равенство национальных прав.

Руководствуясь этими принципами, мы торжественно протестуем против отрицания права наций на самоопределение в ходе мирных переговоров и требуем, чтобы в рамках этого права были гарантиро­ваны всем нациям, следовательно и нашей, участие и полная свобода для защиты своих прав на мирном конгрессе.


«Venkov», Praha, 30. ledna 1918, č. 25.
Перевод с чешского.


[1] Дата документа.

[2] Эта формулировка в значительной степени ослабляла значение декларации, так как сближала ее с предшествующими декларациями чешских депутатов, в которых они подчеркивали свою лояльность к австро-венгерскому государству и династии Габс­бургов.

[3] Имеется в виду заявление министра иностранных дел Австро-Венгрии графа Чернина на переговорах в Брест-Литовске.

[4] Речь идет о конституции австрийской части монархии Габсбургов, принятой в де­кабре 1867 г. Эта коституция закрепляла господство австрийского и немецкого дворянства и буржуазии в Цейслейтании.

[5] Конституция Венгрии была еще более несправедливой по отношению к угнетаемым народам. Выборы в Венгрии сопровождались жестоким террором против невенгер­ских национальностей.

[6] Историческое государственное право - идея преемственности чешских государст­венно-правовых требований со времен существования самостоятельного Чешского королевства.

[7] Эта формулировка направлена против попыток 46 немецких буржуазных депутатов от чешских земель, поддерживаемых также Веной, отторгнуть от Чешского королев­ства пограничные районы, населенные преимущественно немцами.


Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы по истории советско-чехословацких отношений. - Т. 1. - М., 1973. С. 36-38.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."