Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
«Класс» - одна из первоначальных форм организации пуританского движения. Речь идет о правом, умеренном крыле пуританизма - пресвитерианстве, опору которого составляла крупная буржуазия города и верхушка джентри. Левое крыло пуританизма было представлено деревенскими джентльменами, юристами. Источники сообщают о приверженности к пуританизму людей «более низкого происхождения».
1. Судья Йелвелтон предлагает составить в письменном виде петицию, под которой могли бы подписаться судьи и джентльмены...
2. Чтобы было предпринято обследование состояния главных жалоб относительно церковнослужения. Чтобы эти жалобы были беспристрастно рассмотрены... во всех главных судах.
3. Чтобы был составлен каталог всех церковных округов.
4. Чтобы между людьми, заинтересованными в истинном решении своего вопроса, была установлена какая-либо связь, с одной стороны, чтобы они могли общаться друг с другом.
5. С целью улучшать состояние церкви необходимо навести справки: а) относительно непроповедующих церковнослужителей, и кто [60] их назначил; б) под чьим началом они служат и что имеют за свои труды; в) нонрезиденты[1]: где они живут и чьим покровительством пользуются: г) относительно совместительства[2]: много ли совместителей и сколько их [совместительств] в одних руках, какова разница в оценке [их доходности]; д) каковы нарушения в жизни церковнослужителей, и как долго будут совершаться эти нарушения и опоры относительно реформации. Добавлено, что необходимы сведения о всех таких пасторатах, которые были импроприированы[3] и затем сданы или будут взяты в аренду в более позднее время. Благодаря этому содержание церковнослужителей уменьшилось. С другой стороны, человек, арендовавший их землю, брал на себя хотя бы часть обязанностей патрона и, следовательно, должен был бы содержать и проповедника.
6. Чтобы были избраны два церковнослужителя от Норсемптоншира для проведения указанных дел в парламенте.
7. Просить церковнослужителей поддержать требование реформации всякими возможными способами и особенно в таких вопросах, как наличие в церкви недостойных церковнослужителей, нонрезидентство, церковные суды[4] и т. п.
8. Что церковнослужители Норсемптоншира в конвокации[5] не борются против своего епископа и тем самым поддерживают известные всем извращения...
9. Чтобы каждый церковнослужитель настаивал на реформации не только в публичной проповеди, не только словами, но и письменно делал то же самое...
10. Для лучшего выполнения этих советов и сохранения точный копий всего того, что различные люди делают по совету «братьев», желательно, чтобы такие люди взяли духовный сан.
[1] Нонрезидентство - священники, обычно отсутствовавшие на местах своей церковной службы, но получавшие земельные доходы с тех или иных приходов.
[2] Совместительство в Англии было двух родов: либо священник имел несколько приходов, либо представители высшего духовенства получали от правительства право «держать» несколько церковных бенефициев сразу, нанимая для отправления служб специальных священников.
[3] Импроприация - временное пользование какого-либо вида церковной собственности светскими владельцами. В Англии значительное количество церковных приходов перешло в руки светских лиц еще во время реформации, в результате королевских продаж и дарений. В последующие годы этот процесс продолжался. В начале XVII в. импроприированные приходы составляли более 40% всех приходов.
[4] Церковные суды состояли из духовных лиц и мирян, в числе которых оказывались и пуритане и католики. Борьба пуритан против церковных судов была, частью их борьбы против королевской супрематии в церкви и против абсолютизма вообще. Церковные суды подчинялись епископам, а через них королю. Поэтому, подобно самим епископам и конвокации, церковные суды были лишь последними орудиями короны, безличной частью государственной машины. В случае, если дело касалось отношений между мирянами и духовенством, церковные суды, естественно, защищали последнее.
[5] Конвокация - собрание высших духовных лиц англиканской церкви. Обычно созыв конвокации приурочивался ко времени заседаний парламента. Она состояла из двух палат. В высшей заседали архиепископы (Кентерберийский и Йоркский), епископы и руководство каждого кафедрального собора. В низшую палату входили представители рядового духовенства. Поскольку каноны конвокации имели значение лишь после королевского одобрения, она была орудием королевской власти.
Текст воспроизведен по изданию: В.М. Лавровский. Сборник документов по истории английской буржуазной революции XVII в. М., «Высшая Школа», 1973. С. 60 - 61.
Комментарии |
|