Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы

Комиссары в Бельгии. Тирлемон, 8 марта 1793 г. II год Французской Республики

Граждане коллеги!

Желание сообщить вам без промедления новости о действительном состоянии армии в связи с приглашениями генералов побудило нас избрать с нынешнего дня местом своего пребывания главную квартиру, которая оказалась расположенной в Тирлемоне. Часть войск все еще находится за Тирлемоном на линии Льеж - Сен-Троп, часть же расположена перед Тирлемоном за линии Брюссель - Лувен. Мы встретили в главной квартире командующего армией генерала Валанса, генералов Миранду, Рюо, Лану, Эгалитэ, Тувено и др. Выработанный ими совместно план таков: расположиться лагерем за Лувеном, вынести аванпосты к Тирлемону, стянуть туда все части армии и продержать их там некоторое время, чтобы они могли здесь переформироваться. Лагерь будет разбит послезавтра, 10-го; сюда будет стянута вся полевая артиллерия; ее начинают уже направлять из Брюсселя, куда она была переведена, на Лувен.

Эти операции производятся с согласия генерала Дюмурье. Они встречают большое сочувствие среди всех генералов. Последние сообщили нам некоторые детали, о которых мы вам делаем доклад в особом письме на имя Комитета общей обороны.

Линейные войска и волонтерские батальоны, вынужденные отступить по сю сторону Мааса, имеют в своем составе две категории людей. Громадное большинство - это бравые солдаты, совершившие отступление в полном порядке, переносившие усталость с мужеством, достойным удивления, и обнаруживавшие чувства выше всякой похвалы. Им было жаль покидать жителей Льежа, которых они называют своими братьями, и особенно тяжело было им видеть, что они вынуждены откатываться назад. Их утешили уверениями, что завтрашний отход будет последним, и вместе с тем объяснили причины, требующие сосредоточения всей армии за Лувеном. У этих храбрых республиканцев пережитое ими отступление лишь воспламенило их мужество, заставило их почувствовать [29] необходимость дисциплины и бдительности. Они пойдут в бой еще более грозными, чем раньше.

Но есть в армии и другие люди, о наличности которых существенно важно довести до вашего сведения, и против опасных речей которых должны быть предупреждены все добрые граждане. Это трусы, недостойные имени француза, только и ищущие во время боя предлога покинуть поле битвы и, чтобы скрасить свое бегство, кричащие в этом случае об измене, обвиняя в ней всех без различия генералов, ведущих их в бой. Большая часть этих солдат держали путь на Брюссель, куда они явились сеять волнение и смуту. Из них мы встретили нескольких, которые даже теперь, когда они не могут более ссылаться на охватившую их в первый момент панику, бегут от своих знамен.

Сверх того, однако, раздаются жалобы на нескольких командовавших авангардом офицеров по меньшей мере за недостаток бдительности с их стороны, и мы должны вас об этом предупредить; но эти жалобы пока еще достаточно не установлены и точно не выяснены, чтобы их выкладывать перед вами.

Мы глубже вникнем в мотивы этих жалоб и тогда доведем их до вашего сведения. Мы вернемся в лагерь, когда он будет устроен; в настоящий же момент (10 часов вечера) мы возвращаемся в Брюссель, где продолжается тишина и спокойствие, но лишь благодаря пристальному и весьма активному надзору.

Трейляр, Камю.

Первичные собрания продолжают свою деятельность, и во многих общинах голосованием принято соединение с Францией. Мы препровождаем вам протоколы этих собраний.

Текст воспроизведен по изданию: Французская революция в провинции и на фронте (Донесения комиссаров Конвента). М., 1924. С. 29 - 30.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."