История России - История России с XVII-нач. XX вв.
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩАГО СЕНАТА СВЯТЕЙШЕМУ
ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ


ВЕДЕНИЕ

При ведении из онаго святейшего Синода сообщена правительствующему Сенату на разсмотрение присланная во оной ис кабинета ея императорскаго величества челобитная грузинского архиепископа Иосифа да Московского Знаменского монастыря архимандрита Николая, в которой написано: известно де они ведают, что высокомонаршее ея императорскаго величества намерение и соизволение имеется о богоугодном аже о славе божии деле, дабы иноверских всякого звания народов людей чрез проповедь слова божия и самопроизвольное желание и восприятие святаго крещения души их привесть в живот вечный. И по оному ея императорскаго величества всемилостивейшему соизволению во языцех имя Христова уже весьма прославляется, и иноверцы в богохранимой ея императорскаго величества державе в Камчатке, в Ыркутску, в Казани и в протчих местах целыми /л. 12 об./ уездами обоих полов святым крещением [31] охотно просвещается многолюдственно. А понеже де они, ея императорскаго величества всеподданнейший рабы усмотрели близ державы ея императорскаго величества низоваго города, называемаго Кизляра, в недалеком разстоянии на рубеже Кизляре затемненной святым крещением непросвященной народ, зовомый осетинской, которого признавают быть ко изчислению обоих полов более 200 тысеч человек, А издревле де оной осетинской народ бывал православной христианской и содержался под владением грузинских царей, ибо в тех их жительствах во знак древняго их благочестия свидетельствуют и поныне каменныя церкви и в них святыя иконы и книги, которые иноверцы к тем церквам божим охотно прибегают, и святыя посты Великой, Госпожин и Филиппов постно содержат и когда по случаю увидят каковую духовную персону и со оною поступают ласково, и желательно тое персону к себе в домы для посещения, а особливо ради водоосвящения неотступно просят, и к восприятию христианския веры греческаго исповедания весьма склонны. Точию таковых духовных персон, которыя бы могли /л. 13 / семя слова божия в тех непросвященных народех сеять и чрез святое крещение привести их в православную веру, никого не имеется, и за тем принуждены они только одну молитву творить, взирая на небо, а других мольбищ, яко идололатры творить отнюдь того не дерзают и слухом слышать не хотят. А ныне де оной многолюдной народ святым крещением непросвященной состоит в своей воли, ибо де как турки, так и персияне никто ими не владеют. А места их изобилуют золотою и серебряною и протчими рудами и менералами, камением преизрядным. Токмо тех мест обыватели в действо оныя руды, камения за неискуством знать никому не дают и кроме христиан других народов людем во оные их места никому невходимо. И того де ради несоблаговолено ли будет указом ея императорскаго величества в вышереченной непросвященной народ, называемой осетинской, для проповеди слова божия и крещения их, к тому богоугодному делу отправить способных и того дела желающих, а особливо язык их Осетии, сведущих грузинских духовных персон, обретающихся /л. 13 об./ ныне в Москве, архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая, придав к ним несколько человек в помощь, колико пристойно, которое богоугодное дело, они, грузинские духовные персоны, чаятельно чрез проповедь слова божия по склонности упомянутых иноверцев во святое крещение и вечное ея императорскому величеству подданство привесть могут в непродолжительном времяни всех без остатку. И по указу ея императорскаго величества правительствующий Сенат приказали: в святейший Синод сообщить ведение, в котором написать, чтобы оной святейший Синод соблаговолил по тому челобитию иметь разсуждение, [32] для того дела показанных ли или других к тому способных и надежных персон послать надлежит, и на каком основании всему тому отправлению быть потребно, понеже таковы еже отправлении учинены в Камчатку и в Пекин от святейшаго Синода и что в святейшем Синоде определено будет, о том бы правительствующему Сенату сообщено было, почему все, что до правительствующаго Сената принадлежит, о том немедленное определение будет учинено, а без того святейшаго Синода разсуждения правительствующему Сенату об отправлении показанных в том челобитье персон решения учинить неможно. И святейший правительствующий Синод да благовалит учинить о том по указу ея императорскаго величества. Сентября 29 дня 1743 года.


Обер-секретарь Дмитрей Невежин
Секретарь Гавриил Замятнин
Подканцелярист Василий Ипполитов


Н а  л,  12  о т м е т к а  о  п о д а ч е: Подано 1743, сентября 29 дня, записав в книгу, написать в реэстр и собщить з делом, предложить к делам.

П о м е т а: Слушано октября 19 дня 1743 года, в реэстр обер-прокурорской записано и в настольной записано ж у Остолопова.


ЦГИЛЛ, ф. 796, oп. 26, д. 373, лл. 12-13 об.

Текст воспроизведен по изданию: Русско-осетинские отношения в XVIII в. Сборник док. в 2-х т. - Т. 1. - Орджоникидзе, 1976. С. 31 - 33.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."