Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Европы |
1. Нам поручено рассмотреть создавшееся положение и рекомендовать необходимые меры для выполнения предложения президента Соединенных штатов об отсрочке платежей по междуправительственным [58] долгам на один год, считая с 1 июля 1931 г. по 30 июня 1932 г.
2. Предложение президента Гувера было принято в принципе правительствами Австрии, Германии, Бельгии, Болгарии, Французской республики, Венгрии, Италии, Японии, Португалии, Польши, Румынии, Чехо-Словакии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Канады, Австралии, Индии, а в отношении долгов на восстановление - правительствами Норвегии, Голландии, Швеции и Швейцарии. Позиция Греции и Югославии будет изложена в нашем докладе.
10. Г р е ц и я. Греческое правительство готово согласиться на приостановку германских платежей. Однако в отношении платежей Болгарии имеются затруднения, изложенные ниже в § 15.
11. Ю г о с л а в и я. Правительство Югославии указало нам, что приостановка репарационных поступлений влечет за собою как для бюджета югославского правительства, так и для Национального банка Югославии в отношении его валютных ресурсов жертву, пропорционально более тяжкую, чем это имеет место для других правительств-кредиторов. Мы тщательно рассмотрели заявление югославских представителей и вполне оцениваем силу приведенных ими аргументов. В частности мы убеждены, что если бы для валютного положения Национального банка Югославии возникла серьезная угроза, то главнейшие центральные банки и Банк международных расчетов, согласно их обычной практике, рассмотрели бы ситуацию с намерением оказать Национальному банку Югославии всевозможное содействие. Мы учитываем тот факт, что Банк международных расчетов изучает в настоящее время условия предоставления известных кредитов Национальному банку Югославии. Мы считаем однако, что решение всякого вопроса этого порядка должно исходить от заинтересованных центральных банков самостоятельно и под их ответственностью.
12. П р о ц е д у р а. Мы считаем, что отсрочка платежей по плану Юнга должна быть установлена протоколом, вступающим в действие по ратификации и имеющим обратную силу на 1 июля 1931 г. Проект прилагается (Докл. II). Мы считаем возможном, что соглашения об отсрочке, платежей по междусоюзническим долгам в течение «года Гувера» должны заключаться между правительствами - кредиторами и должниками в каждом случае отдельно.
Мы предлагаем немедленно ввести в силу как временную меру постановления проекта протокола, а равно и другие подобные постановления, которые должны быть приняты по отношению к междусоюзническим долгам, и дать Банку международных расчетов, в меру его заинтересованности, общую инструкцию в соответствии с прилагаемым проектом (Докл. III). Германское правительство согласилось с проектом и сообщит об этом Банку международных расчетов.
13. Ф о н д ы А и Б. Мы все согласны в том, что крайне желательно продолжать взнос платежей в эти фонды в течение «года Гувера». Мы не высказываемся по юридическому вопросу, являются ли эти платежи междуправительственными. Наше предложение основано на соображениях целесообразности, в частности на нежелательности подвергать риску удачное функционирование соглашений, заключенных после длительных и трудных переговоров, причем в данном случае размер денежных сумм имеет только относительное значение.
Французское, итальянское, румынское, великобританское, че-хо-словацкое и югославское правительства принципиально готовы [61] продолжать взнос следуемых с них платежей в течение «года Гувера».
Венгерское правительство сообщило нам о своей готовности принять наше мнение, что платежи, следуемые с Венгрии на основания соглашения I, подписанного в Париже 28 апреля 1930 г. поскольку они фактически поступают в фонд А, должны вноситься без перерыва. Оно обусловливает свое согласие оговоркой, что финансовая конструкция фонда будет сохранена всецело в том виде, как она установлена соглашениями II и III 28 апреля 1930 г., подписанными в Париже, и что все предусмотренные в названных соглашениях платежи будут надлежащим образом обеспечены.
Мы сообщили болгарскому правительству, что, по нашему мнению, болгарские платежи, поступившие фактически в фонд А, должны вноситься и в дальнейшем без перерыва ради охраны интересов фондов. До сих пор ответа от болгарского правительства не поступало.
14. В е н г р и я. Мы признаем с оговорками, указанными выше, что платежи, причитающиеся с Венгрии, должны на основании предложения президента Гувера быть отсрочены на один год - с 1 июля 1931 по 30 июня 1932 г., - и мы рекомендуем производить их на основах, предложенных нами для взносов условной части аннуитетов и междусоюзнических долгов.
15. Б о л г а р и я. Мы признаем с оговорками, изложенными в § 13 относительно фонда А, что платежи Болгарии точно так же следовало бы отсрочить на условиях, тождественных с изложенными в предыдущем параграфе. Однако мы должны указать, что до заключения на этот предмет соглашения необходимо устранить трудности, возникшие по вопросу о задолженности, вытекающей из соглашения Кафандарис-Моллов. Названный долг представляет собой дебиторское сальдо в пользу болгарского правительства, причитающееся ему от Греции и вытекающее из сальдо по счету имуществ, оставленных болгарскими беженцами в Греции и греческими - в Болгарии. По этой статье эллинское правительство должно будет уплатить болгарскому в течение «года Гувера» около 190 тыс. фунтов.
Болгарское правительство продолжает держаться того взгляда, что названные платежи являются частноправовыми обязательствами, что они предназначены для частных владельцев облигаций и что соглашение, в силу которого правительство, выступавшее как посредник, обеспечивает частную уплату, не должно изменять их основной характер частного долга.
Эллинское правительство утверждает, что это долг междуправительственный по той причине, что он причитается и уплачивается одним правительством другому, что в существующем соглашении нигде не сказано, что подлежащие платежи предназначаются на погашение облигаций, находящихся во владении частных лиц, и что наконец в руках болгарских эмигрантов не имеется ни одного обязательства, в котором было бы указано, что должником является эллинское правительство.
Помимо того греческое правительство утверждает, что применение [62] предложения президента Гувера к негерманским репарационным платежам поставит его в трудное положение, так как из общей суммы этих платежей Греция получает 76,73%, а потому греческое правительство считает недопустимым приостановку болгарских платежей Греции, если греческие платежи Болгарии будут продолжаться без перерыва.
Мы не считаем себя компетентными разрешить этот спор. Здесь, как и во всех случаях сомнений в междуправительственном характере долга, вопрос должен, по нашему мнению, разрешаться непосредственными переговорами заинтересованных правительств.
Вместе с тем мы считаем себя обязанными решительно настаивать на чрезвычайной желательности какого-нибудь практического соглашения по названному вопросу, и мы надеемся, что болгарское и греческое правительства поведут переговоры в духе максимальной сговорчивости, дабы этот результат оказался возможным.
16. В отношении этих долгов существуют несколько иные практические соображения, в противоположность военным и репарационным долгам. Суммы этих долгов во многих случаях незначительны, и период платежей обычно не длителен.
Нам однако сообщено, что правительства, представленные в Международном комитете по кредитам «relief», решили в принципе приостановить в течение «года Гувера» платежи, полагающиеся на основании бонов «de relief» на началах, установленных для междуправительственных долгов.
За правительство Германской империи в части, касающейся разделов I и II: граф Шверин фон-Крозигк. За правительство его величества короля бельгийского: Гутт. За правительство Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии: Ф. В. Лейт-Росс. За правительство Французской республики: Л. Эскарье. За правительство его величества короля Италии: Л. Ланино. За правительство его величества императора Японии: С. Курияма.
Комментарии |
|