Документы перед II-ой мировой войной - Документы 1937 - 1939 гг. |
Глубокоуважаемый Максим Максимович, 1 марта Годжа произнес в парламенте и сенате краткую речь, посвященную внешнеполитическим вопросам. Эта речь являлась прямым ответом на февральскую речь Гитлера. Заявив о желании Чехословакии поддерживать со всеми своими соседями добрососедские отношения и [49] урегулировать все спорные вопросы, Годжа достаточно энергично подчеркнул намерение правительства ни при каких условиях не допускать вмешательства во внутренние дела Чехословакии, Годжа указал, что судето-немецкий вопрос является одним из таких внутренних дел Чехословакии. В своей речи Годжа упомянул франко-чехословацкий договор и франко-советский пакт о взаимной помощи, указав, что они являются орудиями мира. Непосредственно о советско-чехословацком пакте Годжа ничего не сказал. Общий тон речи Годжи был достаточно решительным и категорическим. Правительственная декларация была принята поэтому всей левой частью коалиции с большим удовлетворением. Кроме партий правительственной коалиции за резолюцию, одобряющую речь Годжи в парламенте и сенате, голосовала партия народни съедноцени[1] (бывшие народные демократы), с представителями которой в течение нескольких недель уже ведутся переговоры о вступлении в правительственную коалицию.
Прения в парламенте и сенате по декларации Годжи происходили 8 и 9 марта. Особенно обратила на себя внимание речь представителя аграрной партии Жилки. Выразив согласие с декларацией правительства, он основную часть своей речи посвятил вопросу о необходимости преодолеть влияние «недемократических идеологий». В особенности Жилка предлагал развернуть борьбу против «культурного большевизма», причем он склонен был видеть в этом главную опасность для Европы. Наоборот, в идеологии фашистской Жилка отметил моменты позитивного характера.
Много откликов в прессе вызвала речь представителя партии народни съедноцени Ежека. Он выразил от имени своей партии одобрение нынешней внешнеполитической линии чехословацкого правительства. Газеты отметили, что в этом заявлении не было никаких оговорок по вопросу о чехословацко-советском пакте, что означает изменение позиции партии народни съедноцени в этом вопросе. Отмечают, что лишь смерть лидера этой партии Крамаржа дала возможность занять народни съедноцени трезвую позицию в вопросе об отношениях с СССР. Следует также отметить выступление представителя партии чешских католиков каноника Светлика. Как и прежде, католики ясно и решительно заявили, что они стоят за сохранение нынешней внешней политики Чехословакии, [50] за Лигу наций, за коллективную безопасность, за союз с Францией и с СССР, за отпор фашистской Германии. Особо следует остановиться на позиции социал-демократов. Представитель этой партии в сенате сенатор Модрачек заявил, что Чехословакия возлагает большие надежды на поведение своих союзников в случае нападения на Чехословакию. Со стороны Франции чехословацкая общественность получила за последнее время серьезные заверения в том, что Франция придет на помощь Чехословакии, в то время как Советский Союз молчит и никак не проявляет своего отношения к этому вопросу. Это выступление дало повод многим газетам, и в первую очередь аграрным, для помещения сообщений о том, что советско-чехословацкий пакт является лишь клочком бумаги и не имеет, по-видимому, никакой ценности.
В центре внимания Всей страны за последние дни стоят события в Австрии. В первые часы после получения в Праге сообщения о германском вторжении в Австрию в стране царило буквально паническое настроение. Сейчас никаких следов паники или особой тревоги не заметно. Правда, установившееся спокойствие является скорее внешним и достаточно появиться каким-нибудь слухам (а слухи, даже самые фантастические, время от времени появляются), как тревога прорывается наружу. Необходимо отметить, что в самых широких кругах в наличии имеется решимость оборонять страну в случае германского нападения. Несмотря на то, что аграрная и фашистская пресса почти открыто пропагандируют пораженчество, армия и население настроены достаточно решительно. Все отдают себе отчет в том, что Чехословакия не сможет долго сама сдержать немецкий напор, но считают, что другие страны придут на помощь Чехословакии лишь в том случае, если будут уверены в том, что Чехословакия примет все меры к тому, чтобы защитить себя. Из бесед с отдельными журналистами и другими общественными деятелями я могу сделать вывод, что в стране проводятся некоторые оборонные меры, усиливается состав армии и т. д. Но правительство заинтересовано в том, чтобы сохранить это в абсолютной тайне, так как существует опасение, что Германия может использовать любой повод для вооруженного нападения на Чехословакию. Немцы уже дали понять, что мобилизационные меры в Чехословакии ими будут рассматриваться как «антигерманская провокация». [51]
В связи с австрийскими событиями усилились разговоры по вопросу о позиции СССР в случае нападения на Чехословакию. Как Крофта, так и другие представители МИД в более или менее открытой форме говорили мне о желательности какого-нибудь заявления со стороны СССР. На эту же тему ежедневно можно найти замечания в прессе. В течение вчерашнего и сегодняшнего дня в полпредство звонили из редакций многих газет, спрашивая, нет ли каких-нибудь сообщений по этому вопросу из СССР. Сегодня к нам обратилось официальное Чешское Телеграфное, Агентство, с аналогичным вопросом. Редактор ЧТК заявил мне, что по Праге циркулируют слухи о том, что сегодня якобы тов. Сталин сделал в речи по радио заявление о позиции СССР в вопросе о Чехословакии. Все это свидетельствует о том, что здесь ожидают заявления со стороны СССР по вопросу, который является сейчас наиболее жгучим для Чехословакии. Может быть, это следовало бы сделать, хотя бы в виде статьи в «Известиях», которую ТАСС должен был бы по телеграфу передать в Чехословакию, как это обычно делается в случаях, когда в центральной прессе помещаются статьи по актуальным международным вопросам.
Из посылаемой записи беседы с Крофтой Вы увидите, что. Крофта явно ждет ответа по этому вопросу.
С товарищеским приветом
Поверенный в делах СССР в ЧСР
М. Шапров
[1] Партия национального объединения - реакционная партия профашистской ориентации.
Текст воспроизведен по изданию: Документы по истории мюнхенского сговора. 1937 - 1939 / М-во иностр. дел ЧССР. - М.: Политиздат, 1979. С. 49 - 52.
Комментарии |
|