Документы перед II-ой мировой войной - Документы 1937 - 1939 гг. |
Дорогой г-н фон Вейцзекер! Большое спасибо за Ваше письмо от 23.XI[1], которое я получил, к сожалению, только вчера, а то я обсудил бы его с Вами в Берлине. [49]
В Вашем письме затрагивается весьма важный вопрос. Во время бесед в Париже у меня создалось впечатление, что нынешнее правительство сделает все для того, чтобы достичь «всеобщего урегулирования» с Германией, потому что считает, что только так можно вернуть экономическое равновесие страны. Мне показалось, что довольно мягкого по характеру г-на Шотана подгонял более активный Жорж Боннэ. В парижских беседах я в основном ограничился более близкой мне темой и попытался установить, до какой степени французы будут согласны отказаться от своей традиционной политики равновесия в Центральной Европе. Поэтому я дал понять, что этот вопрос является для нас в германо-французском урегулировании решающим, а колониальный вопрос - второстепенным. К своему удивлению, я установил, что мои партнеры считают колониальный вопрос проблемой, которую, вероятно, будет легко разрешить. Однако решение, будут ли они продолжать свою среднеевропейскую политику или смогут в корне изменить ее в рамках своих сегодняшних союзов, они поставили в зависимость от того, каковы будут наши устремления в районе Дуная. Мне показалось очень интересным, что ни Боннэ, ни Шотан не имели возражений против постепенного расширения германского влияния, будь то в Австрии - на основе соглашения от 11 июля[2] - или в Чехии - на основе преобразования в многонациональное государство. У меня сложилось мнение, что, ведя с этим правительством доверительные переговоры и используя его стесненное положение, вероятно, можно продвинуться вперед. Что касается Австрии, я думаю, будет вполне достаточно при аннулировании Версальского договора потребовать также и отмены знаменитой ст. 88 Сен-Жерменского договора[3] (конечно, по возможности, со стороны Австрии) при постоянном условии постепенного расширения германского влияния мирным путем. Согласятся ли на Бальхаузплац с желанием германской стороны действительного сближения в духе соглашения от 11 июля, зависит от поведения французов и англичан. Мы, вероятно, очень скоро пришли бы к заметным успехам, если бы на Кэ д'Орсэ решились дать австрийцам в этом отношении хороший совет. То, что для Лондона австро-германский вопрос представляет весьма малый интерес, здесь всем ясно. Значит, решающим фактором в нашем продвижении вперед являются переговоры с Францией.
Итак, если после лондонских бесед будет, как это кажется, предпринята попытка поставить решение колониального вопроса в зависимость от «всеобщего урегулирования»[4], то тогда, по моему мнению, надо открыто обсудить с французами этот комплекс вопросов. [50]
Ваш Папен
[1] В данном сборнике не публикуется.
[2] Имеется в виду германо-австрийское соглашение от 11 июля 1936 г. Согласно этому соглашению австрийское правительство было обязано согласовывать свою внешнюю политику с Германией. Характеризуя это соглашение и его последствия для Австрии, советский полпред в Вене И. Л. Лоренц писал в мае 1937 г., что Берлин продолжает резкий и грубый нажим на Австрию. «Здесь все больше отдают себе отчет в том, что соглашение от 11 июля 1936 г. в берлинском понимании должно явиться инструментом к проведению аншлюса».
[3] Сен-Жерменский мирный договор был подписан 10 сентября 1919 г. и входит в число договоров так называемой версальской системы. Этим договором, в частности, констатировались распад австро-венгерской монархии и провозглашение Австрии республикой. Ст. 88 данного договора запрещала Австрии предпринимать без согласия совета Лиги наций какие- либо действия, «способные прямо или косвенно нарушить ее независимость », что означало запрещение аншлюса.
[4] В оригинале: «arrangement general».
Текст воспроизведен по изданию: Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937 - 1939. - Т. 1. Ноябрь 1937 г. - дек. 1938 г. - М., 1981. С. 49 - 51.
Комментарии |
|