История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история

Текст приводится с небольшим сокращением. Перевод сделан по [M о r d t m а n n]. Stambul und das moderne.Türkenthum. Bd. 1-2. Lpz., 1876-1877.



Общее положение в мире и пути переворота, на которые вступили европейские народы и подчиненные им государства, угрожают также Османской империи, и внимательному наблюдателю покажутся в высшей степени опасными те трудности, в которых мы находимся в настоящее время, так как никогда прежде общая политика Европы не была так запутана и еще никогда политика России в Османской империи не находила такого широкого поля деятельности. Когда Россия 15-20 лет назад начала запутывать отношения Востока, все европейские державы, и особенно Англия и Франция, выступили против этого; из страха перед ними она вела себя до некоторой степени спокойно, и Высокая Порта не подвергалась иностранным угрозам. Заключенный в Ункяр-Искелеси по поводу египетского вопроса договор между Высокой Портой и Россией был устранен без отрицательных последствий, и на выставленные позднее, во время миссии Меншикова, безрассудные требования Англия и Франция ответили объявлением войны. Парижский мир, положивший конец последней войне, установил целостность Османской империи, гарантированную державами. В нем же было официально определено, что державы ни в одиночку, ни совместно не должны вмешиваться в отношения Его Величества к своим подданным. Когда таким образом была достигнута полная безопасность государства извне и с того времени было облегчено положение христианских подданных, можно было льстить себя надеждой, что отныне возвратятся безопасность и доверие и что, в случае если эта безопасность продлится только какое-то время, Высокая Порта все-таки сможет использовать этот срок, чтобы по возможности удовлетворительным образом привести в порядок свои дела. Однако, к удивлению всего мира, принципы политики полностью изменились и привели в замешательство отношения государств, так что и преимущество безопасности, которого по праву могла ожидать Высокая Порта, было вдруг устранено и исчезло. Прежде чем успели высохнуть подписи Парижского трактата, император Наполеон начал устранять влияние Австрии в Италии, стремясь к тому, чтобы Россия не противилась ему и чтобы Австрия не могла обеспечить соблюдение заключенных договоров; таким образом, он вступил на путь, который был во вред нам и на пользу России, и одновременно, словно не существовало никаких договоров, он вмешивался во все наши дела, но особенно в дела Румынии, Сербии, Черногории, Сирии и Крита, и при этом всегда таким образом, что это было во вред нам. Выдвинув революционный принцип, что каждый народ может выбирать себе своего повелителя и свою форму правления и что ни один народ не может принуждаться против своей воли к управлению собой другим народом, он смутил умы всех наций, но прежде всего наших христиан. Англия с определенного времени коренным образом изменила свою прежнюю политику в этом отношении, стараясь соблюдать абсолютный нейтралитет и невмешательство в дела, которые прямо не затрагивают ее торговли и интересов. В соответствии с принципами свободы в своих внутренних делах она не противилась вышеупомянутому национальному принципу, так что от Англии не следует ожидать никакой помощи.

При таких обстоятельствах Франция прогнала австрийцев из Италии и поставила эту страну под власть многих крошечных правительств, над которыми она оставила за собой право верховного правления; однако Италия не согласилась с этим планом и конституировалась в едином большом государстве с 24 миллионами жителей. К этому добавился еще римский вопрос, и, в то время как император находился между тремя несовместимыми политическими течениями, сделались явными также и страшные последствия его совершенных в Мексике и Германии ошибок.

От Англии из-за соблюдаемого английским правительством нейтралитета [238] в этих делах не следовало ожидать совсем ничего. Австрия в короткое время узнала от Франции многократные обиды, но если даже она поневоле, забыв их, пожелала бы вновь заключить союз с Францией, то, однако, последовавшие одна за другой тяжелые катастрофы помешали бы ее активному образу действий, так что и этот альянс оказался ненужным. Настоящие отношения с Пруссией, конечно, ясны, но пока она вынуждена действовать заодно с Россией.

Следовательно, Россия при своих внешних отношениях не должна ничего бояться; напротив, она пытается привлечь на свою сторону Францию и Пруссию, два самых могущественных государства Европы. Она знает, что Франция бьется под тяжелым грузом своих собственных ошибок, так что в короткое время ее влияние опустится до незначительности. Кроме того, она знает, что Пруссия является ее искренним союзником, и если Пруссии любезно позволено пускать в ход свои интриги в Германии, то не следует опасаться со стороны Пруссии никакого сопротивления или препятствия ее выступлению на Востоке...

Против многочисленных трудностей и опасностей Высокая Порта стоит совершенно изолированная и, таким образом, вынуждена держать под ружьем людей, которые наиболее необходимы и полезны для промышленного производства и земледелия нашего народа, и использовать для этой цели его постоянные доходы, так что нам не остается ни копейки для культуры земли и ни минуты для разработки хороших законов на благо государства и народа. Таким образом наш враг ускоряет достижение своей пагубной цели; ибо очевидно, что мусульманское население, которое одно составляет войска, не может долго терпеть это положение, что государственная казна также не может вынести все расходы на непродуктивные цели и что армия численностью более чем 10 миллионов подданных, в сердцах которых горит желание мятежа и освобождения, не может более долго оставаться в повиновении и покорности.

Из истории прошлого и прежде всего из истории настоящего времени мы усвоили подтвержденный многократным опытом урок: во время грозящей опасности половинчатые мероприятия и колебания не спасают, и, принимая во внимание несомненные ее признаки, мы не должны медлить и колебаться. Так как наши враги стремятся уничтожить мусульманскую империю и народ, то мы не можем останавливаться на малых средствах, чтобы с божьей помощью спастись из пучины гибели: поскольку мы придерживаемся принципов вечного блага, мы должны быть откровенно и без задних мыслей готовы на некоторые жертвы во второстепенных делах и как только возможно стараться приблизить наши настоящие обстоятельства к требованиям современности. Мы должны торопиться, чтобы сорвать планы мятежников и внешних врагов, так как нужный момент для этого уже давно прошел... кажется невозможным, что Порта еще в состоянии своими силами подавить, с одной стороны, внутренние волнения, с другой, - под предлогом не позволить пролить христианскую кровь, избегать возникающих внешних конфликтов и, возможно, войны; таким всеобщим атакам не может противостоять ни Османская империя, ни даже самое могущественное государство. Если теперь, например, учитывая эти обстоятельства, вся Румелия будет изъята из-под нашей непосредственной власти, то Эпир и Фессалия объединятся с Грецией, Босния, Герцеговина и Болгария с Сербией или в крайнем случае каждая из этих провинций станет отдельным княжеством и, подобно Румынии и Сербии, номинально останется зависимой от Порты. Вообще, если вместо добровольных уступок или по настоятельному ходатайству иностранных держав мы предоставим христианам только десять процентов, то мы все-таки лишимся нашей независимости. Раздумывают ли, когда приближается сильный шторм, хотя бы мгновение выбросить за борт часть груза, чтобы спасти корабль государства? А если этого не случится и корабль будет выброшен на берег, от чего спаси господь, не погибнет ли оставленная из жалости часть груза вместе с кораблем? И остается ли тогда что-либо другое, кроме раскаяния? А годится ли на что-нибудь раскаяние?

Автор этих строк от всего сердца признает, что ему не подобает при таких серьезных обстоятельствах навязывать свои взгляды; тем не менее я [239] считаю себя обязанным, принимая во внимание опыт, собранный в различных доверенных мне важных должностях, и как преданный слуга Вашего Величества, высказать здесь свое скромное мнение.

Каждый знает, что главные причины индивидуального счастья или несчастья лежат в природе индивидуальных надежд; каждый, богат он или беден, чувствует себя счастливым, если его надежды исполняются, и несчастным, если они не исполняются. И потому первейшим долгом государства и правительства является предотвращение опасностей, возникающих из конфликтов противоречивых надежд различных индивидуумов, а также надзор за тем, чтобы обеспечивались права каждого и чтобы каждый выполнял свой долг. Однако в настоящее время благосостояние и власть находятся в руках европейцев, и, таким образом, борьба с революцией и сохранение всеобщего мира также зависят от них. Их влияние ежедневно чувствуется во всех частях света. Короче, господствующие в настоящее время принципы состоят в том, что каждый индивидуум свободен и равен любому другому индивидууму, что каждый индивидуум имеет голос в делах коллектива, к которому он относится, согласно своему положению и даже имеет голос при организации этого коллектива и при организации собраний. При этом религия или происхождение индивидуума не гарантируют никакого отличия или привилегий, и каждый по мере своих способностей и заслуг должен иметь доступ к любому чину и должности. Эти принципы господствуют сейчас во всех европейских государствах, и при назначении индивидуума на должность такие слова, как «католик», «протестант», «еврей», «атеист», совершенно не учитываются. Итак, поскольку каждый ставит себя в своих делах наравне со всеми и видит двери ко всем отличиям и должностям открытыми, эти принципы по мере их распространения оказывают свое влияние и на другие государства и народы. Наши немусульманские нации посылают своих детей и родственников в Европу и в Грецию А те, кто не имеет необходимых для этого средств, ограничивают себя в самом необходимом, заключают долговое обязательство или находят еще какое-либо средство для этой цели, и таким образом их дети получают необходимые знания для ведения их дел и для государственной службы. И, запечатляясь в их уме, вышеназванные принципы увеличивают число индивидуумов, надежды которых возрастают ото дня ко дню. «Мы подданные этой страны, граждане этого государства, но мы не мусульмане, таким образом, мы лишь обременены массой обязанностей и повинностей, но что касается прав, то мы не стоим наравне с нашими мусульманскими согражданами, и поэтому нами пренебрегают». Такие речи слышатся повсюду, и, поскольку чужие нарушители порядка беспрестанно еще усиливают такие настроения, наше положение в будущем станет еще труднее, и теперь уже невозможно держать реайя в повиновении. Принимая во внимание эти обстоятельства, необходимо, чтобы Высокая Порта взяла инициативу в свои руки и отыскала средства для устранения этих мятежных настроений и для того, чтобы сделать подданных недоступными для нашептываний чужих революционеров. Это будет возможным при условии, что подданные ставятся в положение, при котором им не надо больше искать убежища за границей, а иностранные державы, которые хотели бы вмешаться в наши дела, лишатся предлога для этого.

Для достижения этой цели сильнейшим средством является то, что расширяет круг их идей и их образования. Когда подданные видят, как все большее число государств охраняет своих [граждан], они на этом основании ждут от заграницы исполнения своих надежд. Но они ведь могут получить все это от своего законного повелителя, так, чтобы их надежды на заграницу сразу отпали, то есть чтобы им ни в чем не приходилось завидовать подданным иностранных государств - как в том, что касается равенства и достижения благосостояния и отличий посредством государственной службы, так и в том, что касается их прав; в этом случае они рассматривали бы себя уже не как порабощенные народы мусульманского государства, а как слуги и подданные превосходного монарха, который равно защищает всех.

Переходя на частности этого предложения, следует указать, что те немусульмане, которые занимают должности, никоим образом не отличаются от мусульман, занимающих такие же должности. Это само собой разумеется; однако число немусульман, добившихся должностей, по отношению к мусульманским [240] чиновникам очень мало, в то время как по приведенным выше причинам число тех немусульман, которые обладают необходимыми знаниями и способностями для управления финансами, законодательством и другими гражданскими делами, все больше возрастает. Однако двери для применения их умственного капитала и для достижения почестей и средств к жизни таким путем закрыты, поскольку доступ к высоким должностям ограничен лишь представителями одной единственной национальности, в то время как две трети государственных доходов получаются с немусульман, а также извлекают из них и другие выгоды; так что они рассматриваются только как дойные коровы. Такие мятежные речи иностранных подстрекателей встречают слишком благосклонное отношение, и подданные, без сомнения, бросятся в объятия правительства, которое откроет им дорогу к чинам и почестям.

Однако, если христиане будут назначаться на любые должности, они вскоре завладеют всеми делами, так как обладают необходимыми для этого знаниями и способностями в большей степени, чем мы, и в результате мусульманские чиновники отстанут от них, а следовательно, такие уступки немусульманским подданным войдут в противоречие с исламом.

Против этого могут выдвигаться важные возражения и опасения. К сожалению, слишком верно, что мы пренебрегаем приобретением знаний и что мы не стремимся равняться на окружающие нас цивилизованные нации. Если бы у нас не было христиан, то мы вообще не смогли бы больше управлять этой империей. Если бы мы хотели и впредь обращаться с немусульманами как два века назад и если бы нам даже удалось справиться с ними самими, то все же мы не могли бы устранить их защитников, могущественные государства с более чем 200 миллионами свободных христианских подданных, или тем более всецело предотвратить их вмешательство и интриги. Если бы мы не пошли другим путем, а продолжили нашу старую политику, то основа мусульманского государства, спаси бог, была бы ослаблена и потрясена, независимость мусульманского народа уничтожена, как это уже обнаруживается из многочисленных симптомов. Однако там, где речь идет о существовании государства, не может быть речи о полумерах; и если бы случилось, спаси бог, столь опасное событие, то наша вера и наш народ остались бы без главы, наша община совсем бы погибла. Одним словом, нельзя не осознавать величину грозящей нам опасности, она призывает нас как можно быстрее отыскать средства для нашего спасения с божьей помощью, и нам крайне важно не упустить ни минуты, чтобы предотвратить грозящие бедствия.

Чтобы предотвратить последствия неограниченного использования христиан в нашей административной системе, мы должны проинформировать всех, что каждый, кто ищет места на государственной службе, должен уметь читать и писать по-турецки; против этого не смогут ничего возразить ни наши немусульманские подданные, ни иностранные державы. Кроме того, наш долг прилагать больше усилий в воспитании нашей нации и в приобретении необходимых знаний. На это не следует жалеть никаких средств, ибо если мы этого не сделаем, то мы не сможем больше бороться за свою жизнь и безопасность. Если мы даже отгородимся китайской стеной, то просвещенные нации все же победят нас и постепенно вырвут у нас из рук все, что мы имеем. Итак, мы воспитаем наш народ и будем продвигаться вперед проторенным путем. Если даже мы не захотим совсем открыть двери христианам для продвижения на государственной службе, то и это невозможно; грозящая опасность не оставляет нам времени. Так как первым долгом государства является немедленное принятие вышеназванных мер, подготовка и усовершенствование необходимых средств для их общественного воспитания, то мы должны стараться день и ночь и не останавливаться ни перед какими затратами для достижения этой цели.

Основная причина, почему управление нашими немусульманскими подданными день ото дня становится труднее и почему в их душах все сильнее разгорается огонь враждебности и ненависти, состоит в том, что у нас нет современных школ, поэтому греческие дети посылаются в Грецию, а болгарские дети - в Россию, так что воспитание всех наших христианских подданных принимает враждебное принципам Османской империи направление. А потому крайне важно для устранения столь большой опасности, чтобы мы как можно [241] быстрее создали и усовершенствовали школы, где дети мусульман и христиан будут обучаться совместно.

Другая предъявленная нам жалоба касается наших судов; поэтому необходимо, чтобы мы и в этом отношении подумали о помощи и, так же как в Египте, выработали гражданский свод законов, чтобы смешанные дела разбирали смешанные суды. Это также ни в коей мере не противоречит религиозному закону. Таким образом, подобно другим законам, разработка гражданского свода законов возможна.

Короче, слияние всех подданных - за исключением чисто религиозных дел - является единственным средством для устранения существующей между различными нациями ревности и для отвода угрожающих нам опасностей.

3 шабана 1284 г. (30 ноября 1867 г.)


Текст воспроизведен по изданию: Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи: (османизм-панисламизм), XIX-нач. XX в. - М., 1985. C. 238-242.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."