История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история |
Непосредственно перед возникновением Балканской войны (18. X. 1912) Интернациональное Социалистическое Бюро в Брюсселе разослало, всем местным секциям (при циркуляре от 12. X. 1912) следующий манифест, составленный по его инициативе.
Рабочему населению Балканского полуострова и Малой Азии.
Рабочему Интернационалу. Общественному мнению.
Война стоит у наших ворот. Когда появятся эти строки, она будет, вероятно, уже совершившимся фактом.
Но мы, социалисты Балканских государств и стран Ближнего Востока, которых война касается более непосредственно, ни дадим шовинистическому течению увлечь себя. Мы еще с большей энергией поднимаем наш голос против войны и призываем рабочие и крестьянские массы и всех искренних демократов присоединиться к нам [22] для того, чтобы политике кровавого насилия, влекущего зa собою самые плачевные последствия, противопоставить наше сознание интернациональной солидарности.
Балканские пролетарии ничего не выиграют от этой авантюры, потому что и побежденные, и победители одинаково будут свидетелями того, как на развалинах зданий и на грудах трупов еще сильнее и пышнее расцветут милитаризм, бюрократия, политическая реакция и финансовая спекуляция с их обычными спутниками - тяжкими налогами, вздорожанием жизни, эксплоатацией и глубокою нищетой.
Кроме того, для Балканских стран война будет иметь еще и другие последствия, вытекающие из политического и географического положения этих стран.
В том случае, если они выйдут победителями из этой войны и Оттоманская империя сделается предметом раздела, львиная доля, т. е. области, наиболее богатые в экономическом отношении, и наиболее важные стратегические пункты, станет добычей великих капиталистических держав, которые уже в течение столетий вырывают друг у друга, клочок за клочком, восточные территории.
Австрия в Салониках, Россия на Босфоре и в Восточной Анатолии, Германия в остальной части Анатолии; Италия в Южной Албании - вот какова будет вероятная карта Востока в случае поражения Турецкой империи.
А с того дня, когда Балканские государства попадут в лапы держав, наступит конец их национальной независимости. Политические свободы и общественные права будут уничтожены милитаризмом и монархическим самодержавием, которые, в случае их победы над турками, потребуют новых кредитов для своих армий и вместе с тем новых .привилегий для своих властителей. Да и после этих тяжелых испытаний не наступит конец национальной борьбе между народами. Борьба эта станет еще более ожесточенной, так как обе стороны будут добиваться гегемонии.
Если же победу одержит Турция, то она даст нам ожесточенный религиозный фанатизм и мусульманский шовинизм, торжество политической реакции и утрату тех немногих улучшений во внутреннем управлении государства, которые были отвоеваны ценою стольких жертв. Победа Турции, кроме того, приведет к торжеству австрийского и русского империализма, который не преминет выступить в [23] качестве спасителя побежденных Балканских государств для того, чтобы распространить свой корыстный протекторат над разоренными народами.
Для того, чтобы оправдать войну, националисты Балканских государств ссылаются на необходимость осуществить их национальное об'единение и, в крайнем случае, добиться политической автономии для своих национальностей, находящихся под турецкий владычеством.
Социалистические партии никогда не будут возражать против осуществления политического об'единения элементов каждой нации.
Право национальностей на автономную жизнь является непосредственным последствием политического и социального равенства и требуемого Рабочим Интернационалом уничтожения всяких привилегий, присвоенных отдельным классам, кастам, расам или религиям. Но будет ли осуществлено такое об'единение фактом раздела населения и территории Турции между мелкими Балканскими государствами?
Будут ли турки обладать национальным единством, подпав под власть болгар, сербов или греков? Добьются ли в действительности национального об'единения сербы Нового Базара и Старой Сербии, болгары, греки, албанцы в Македонии, которые, в случае раздела, окажутся под ярмом у Австрии или Италии, армяне и курды Восточной Анатолии, турки, греки, болгары Адрианопольского вилайета, которые могут сделаться добычею России?
Буржуазия и национализм не могут установить истинное и прочное национальное об'единение. Все, что создано одной войною, может быть другою войной разрушено.
Национальное об'единение, основанное на порабощении национальных элементов других рас, носит в самом себе врожденный порок, который постоянно ему угрожает. Национализм лишь дает другое имя властителям и изменяет степень притеснения, но не уничтожает его. Одна лишь политическая демократия, с ее действительным равенством для всех элементов, без различия расы, религии и класса, может создать истинное национальное единство.
Доводы националистов, в сущности, являются лишь предлогом для балканских правительств.
Действительный мотив их политики заключается только в стремлении к экономическому и территориальному расширению своего влияния, [24] которое характеризует все страны с капиталистическим способом производства. Соседи Турции добиваются в ней тех же преимуществ, как и великие державы, скрывающиеся за спиною малых государств. Они ищут новых рынков для размещения своих товаров, своих капиталов и того излишка своего бюрократического персонала, для которого больше не находится места в канцеляриях метрополии.
Но, говоря о тяжкой ответственности за готовящуюся войну, лежащей на Балканских государствах как в настоящий момент, так и в прошлом, когда они оказывали всяческое противодействие проведению в Турции внутренних реформ, и обвиняя в двойственности европейскую дипломатию, которая никогда не желала серьезных реформ для Турции, мы этим самым вовсе не хотим уменьшить ответственность самих турецких правителей. Мы обращаем на нее внимание всего цивилизованного мира, всего населения империи и в особенности всех мусульманских масс, только при поддержке которых эти правительства могли сохранять свое господство. Мы обвиняем турецкий режим в совершенном отсутствии в нем действительной свободы, и равенства для национальностей, в полном недостатке обеспеченности и гарантий жизни, прав и имущества граждан, в неимении правильно организованных и беспристрастных правосудия и администрации. Режим этот постоянно поддерживал систему наиболее тяжелых и стеснительных налогов и не желал слушать требования реформ для рабочих и крестьян мусульман и не-мусульман. Он поддерживал лишь феодалов и кочующие племена, вооружая их против беззащитных земледельцев.
Своею вошедшею в пословицу инертностью турецкие правители лишь вызвали и поддерживали нищету, невежество, эмигрирование, разбои и массовую резню в Анатолии и Румелии, одним словом, ту анархию, которая в настоящее время служит предлогом для вмешательства и для войны.
Надежда на то, что новый режим положит конец прежним порядкам путем введения новой политики, не сбылась. Младотурецкие правители, следовавшие один за другим, не только продолжали держаться прежних заблуждений, но использовали авторитет и престиж призрачного парламентаризма, данного Турции, для того, чтобы поддерживать систему денационализации и притеснений на ряду с чрезмерным [25] бюрократическим централизмом, подавляющим права национальностей и требования рабочих масс.
В некоторых отношениях люди нового режима превзошли даже своих предшественников, которые возвели в систему управления систематическое убийство политических противников.
Мы же признаем за народами, - и только за народами, - право располагать своею судьбой. Войне, которую мы всеми нашими силами отвергаем, мы противопоставляем, в качестве средства для разрешения политических и социальных задач, деятельность сознательных и организованных масс.
Кровожадному националистическому идеалу, состоящему в том, чтобы располагать судьбою народов посредством войны и сделать их права и территории предметом торговли, мы противопоставили решение, уже принятое Белградскою Междубалканскою Социалистическою Конференцией в 1909 году, о неотложной необходимости более тесного об'единения в самой демократической форме всех народов Балканского полуострова и Ближнего Востока, без различия рас и религий.
Вне этой федерации народов Восточной Европы для них не может быть какого-либо иного прочного национального об'единения. Не может быть и скорого экономического и социального прогресса, так как жизнь этих национальностей будет постоянно находиться под угрозой возможного возвращения внутренней реакции и господства чужеземцев.
Что касается специально Оттоманской империй, то, по нашему убеждению, одна лишь радикальная реформа ее внутренних отношений в состоянии восстановить мир и нормальную жизнь, устранить иностранное вмешательство и опасность войны и, наконец, сделать возможным образование Балканской демократической федерации.
Турецкое правительство сумеет разрешить проблему национальных отношений не путем попытки воскресить проекты, имеющие уже полувековую давность и унаследованные от близорукой бюрократии.
Проблема эта будет разрешена лишь установлением действительного равенства, путем предоставления национальностям полной автономии во всех учреждениях их культа, как то в школах, церкви и проч., и путем учреждения местного самоуправления по областям, округам [26] и общинам, с введением пропорционального представительства этнических элементов и партий и с допущением равноправия языков.
Необходимые гарантии беспристрастия может дать только такое управление, в котором будут иметь представительство различные этнические элементы империи.
Лишь аграрная реформа, преобразование налоговой системы, введение социального законодательства и обеспечение прав союзов и собраний удовлетворят мусульманские рабочие и крестьянские массы и вызовут в них привязанность к новому режиму.
Реформы эти могут быть неприятными для турецкой бюрократии, т е. для нескольких тысяч отдельных лиц, крепко держащихся за свои привилегии. Но вместе с тем они окажутся в высшей степени благодетельными для турецкого народа, которому нынешний режим отводит лишь функции солдата и жандарма, готового бежать к любой границе или в любую провинцию для того, чтобы еще более усиливать все несчастия, причиненные этой стране неспособностью турецкой олигархии.
Разрешение великих проблем, волнующих население Турецкой империи, послужит для мусульман гарантией их национальной неприкосновенности и дает им возможность обратить все свои свободные силы на их экономическое, политическое и социальное развитие.
Такова программа, для осуществления которой мы просим содействия не только пролетариата Балканских государств, но и всего интернационального социализма.
Мы, социалисты Балканского полуострова и Ближнего Востока, гордимся сознанием двоякой роли, которую предстоит нам выполнить по отношению как к мировому пролетариату, так и к нам самим.
Умеряя воинственный пыл, разжигаемый правительствами и шовинистическою прессою, ведя борьбу с страстями, порожденными и поддерживавшимися извращенным воспитанием, имевшим в виду поощрять междунациональную войну и классовое господство, мы деятельно будем выполнять долг, лежащий на нас во имя международной солидарности. В сущности, мы стоим на аванпосте, так как Балканская война представляет собою непосредственную опасность для всеобщего мира. Возбуждая капиталистические аппетиты великих держав, усиливая в области политики влияние империалистических элементов, жадно ищущих новых завоеваний, такая война может [27] вызвать не только столкновение между народами, но и гражданскую борьбу. А так как капиталистические правительства некоторых государств прижаты к стене целым рядом побед пролетариата, то они не преминут воспользоваться представляющимся им случаем для того, чтобы утопить в крови народов или задушить кругами законодательными мерами наше стремление к эмансипации, цивилизации и прогрессу человечества.
В течение целых недель и месяцев мы ведем кампанию против войны. Но именно в этот момент мы громче всего выражаем свой протест. Мы об'являем о нашей твердой решимости поддерживать всеми силами борьбу мирового пролетариата против войны, против милитаризма, против капиталистической эксплоатации, борьбу его за свободу, за равенство, за эмансипацию классов и национальностей, одним словом, борьбу за мир.
Долой войну!
Да здравствует международная солидарность народов!
Текст воспроизведен по изданию: Грюнберг Карл. Интернационал и мировая война: материалы. - Пг., 1919. С. 22 - 28.
Комментарии |
|