Введение новой системы образования в августе 1872 года наряду с законом о воинской повинности являлось одним из основных мероприятий просветительной политики правительства после ликвидации княжеств и образования префектур. Во-первых, вводилась система обязательного обучения.
[134] "Образование должен получить весь народ: аристократия, дворянство, крестьяне, ремесленники, торговцы и женщины. В деревнях не должно быть ни одной неграмотной семьи, а в семьях - ни одного неграмотного человека".
Эта система разрушила прежнюю сословную систему образования, которая была привилегией самураев и высших слоев населения... Несмотря на занятость организационными делами, разработку грандиозных планов, правительство, взяв за образец французскую школьную систему и постановку образования в США, с необычайной энергией и упорством приступило к созданию системы образования.
Вся страна была разделена на 8 больших учебных округов; в каждом округе был создан университет. Учебный округ был разделен на 32 средних учебных района; в каждом районе была организована средняя школа. Средний район в свою очередь был разделен на 210 мелких районов, в каждом из которых была учреждена начальная школа...
Главной задачей создания новой системы образования было введение обязательного начального обучения, которое с необычайной для того времени быстротой начало вводиться повсеместно. Через год после создания новой школьной системы в стране существовало уже 8 тысяч муниципальных и 4500 частных школ, и число их непрерывно росло. Через шесть лет после реформы народного образования число учащихся в этих школах составило огромную цифру и достигло 41,26% всех детей школьного возраста. Невиданное распространение школьной сети, которой были охвачены даже самые отдаленные горные деревни, проходило под непосредственным нажимом и принуждением властей. Этому способствовала также и глубоко укоренившаяся система господства и подчинения, система беспрекословного повиновения народа...
Во всех школах... взималась плата за обучение... Эта плата была непомерно высокой.
С и г э к и Т о я м а. Крушение феодализма
в Японии. - М., 1959. - С.
276-279.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя / Сост. П.И. Остриков; Т.В. Алентьева; П.П. Вандель; И.Г. Жиряков; Г.И. Зверева. - М., 1993. C. 134 - 135.