История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история |
Указом от 22 июня 1900 г. цинское правительство назначило сановников Цзай Сюня и Ган И командующими ихэтуаней. Сановники подготовили устав ихэтуаней, регламентирующий деятельность повстанцев, который был утвержден ихэтуанями, судя по печати на документе, 27 июня 1900 г. Вырабатывая устав, цинские сановники преследовали цель подчинить деятельность ихэтуаней своему контролю и контролю местных властей, направить их борьбу против иностранцев и местных христиан.
Настоящий устав передачи ихэтуанями князьями-сановниками, высочайше назначенными для руководства ихэтуанями. Как известно, после получения императорского повеления о взятии руководства ихэтуанями мы неоднократно обсуждали дела с братьями-ихэтуанями и убедились, что они преданы, отважны и пылают гневом к врагу. Однако не все люди одинаковы, и, возможно, среди них есть такие, которые еще плохо знакомы с принципами ихэтуаней, поэтому они могут допустить ошибки в своих действиях. Вот почему в соответствии с буддийскими законами и по согласованию с братьями-ихэтуанями и старшим братьям-ихэтуаням. Ниже излагаем устав, включающий десять пунктов.
1. Ихэтуани, выполняя волю неба и почитая буддизм, убивают иностранцев и истребляют местных христиан, чтобы защитить государство и установить спокойствие для добропорядочных людей. Кроме этого, ничего не должно существовать для ихэтуаней, искренне борющихся за справедливость и мир. Надеемся, что старшие братья различных отрядов ихэтуаней будут строго следовать этому, не станут доверяться неправильному толкованию или заниматься вымогательством, что может вызвать осложнения. Если появиться люди, которые будут сеять смуту, то за легкий проступок их следует изгонять из рядов ихэтуаней, а за тяжелый - наказывать в соответствии с буддийскими законами.
2. Ихэтуани справедливы и бескорыстны. Все старшие братья должны быть безупречно честными, строго соблюдать буддийские законы. Если случится неподчинение уставу, корыстная поддержка кого-либо, преднамеренные беспорядки, очернение добропорядочных людей или месть в корыстных целях либо намеренный шантаж, умышленные поджоги, убийства, грабежи, то, поскольку все это - разбойничьи приемы, он навлекут гнев святых и возмущение людей. Тем более это противоречит буддийским законам и вызовет наше глубокое негодование. Если после расследования факт совершения проступка будет доказан или будет подан именной донос, то об этом следует докладывать в главный отряд[1]; преступников арестовывать с помощью ихэтуаней и наказывать, как разбойников. При сопротивлении убивать без предупреждения, но не допускать произвола.
3. Ихэтуани могут вселять в себя духов, поэтому сразу могут определить, является ли человек бандитом-христианином , но не убивают людей безрассудно. Однако не все об этом знают, поэтому во избежание [37] излишних толков задержанного бандита-христианина[2] следует привести к алтарю, где показать, честный он человек или нет. Когда станет ясно, что он бандит-христианин и сам не отрицает этого, взять его под стражу и доложить в главный отряд для решения вопроса о наказании в зависимости от степени вины. Если кто-либо из христиан искренне раскаивается и в этом убедятся духи и люди, разрешается взять выкуп за прежние проступки и привести в главный отряд, чтобы определить наказание в соответствии с буддийскими законами.
4. Следуя велению Неба и почитая буддийские законы, ихэтуани защищают государство и тем самым охраняют себя и семьи. При встрече с противником они должны вступить с ним в бой и доблестно уничтожить врага. Нельзя проявлять трусость и отступать. С правительственными войсками следует быть одной семьей и не допускать сепаратизма, вредящего делу. До тех пор пока ихэтуани верно служат государству, их обязательно охраняют духи и им нечего думать об опасностях. Если же они будут трусить перед врагом или же действовать сепаратно, нарушая законы Будды, то духи перестанут охранять их.
5. Братья-ихэтуани, выступая в поход, обязаны строго соблюдать приказы и не оставаться посторонними наблюдателями. Нарушившие эту заповедь являются нарушителями законов Будды и наказываются согласно буддийским законам.
6. Взяв в Пекине в плен иностранца или бандита-христианина, состоящего на государственной службе, братья-ихэтуани должны передать их князьям-сановникам, а на местах - провинциальным властям для расследования и определения наказания в зависимости от обстоятельств.
7. В случае захвата оружия противника братья-ихэтуани обязаны доложить об этом местным властям и поступать согласно их указаниям.
8. После расправы с бандитами-христианами братья-ихэтуани должны установить, чьей собственностью являются постройки. Если это собственность бандитов-христиан, то ее следует опечатать и передать властям, сжигать нельзя. Весь домашний инвентарь нужно переписать и передать властям для реализации и пополнения общественных средств. Нельзя подстрекать к грабежу. Если окажется, что имущество принадлежит другим людям, то следует проявлять великодушие и не производить дознания.
9. Братья-ихэтуани должны поддерживать взаимное согласие с солдатами и полицией, как члены единой семьи. Они должны общими усилиями уничтожать врагов, чтобы защитить государство. Мелкие обиды не следует накапливать в душе. Если солдаты будут притеснять ихэтуаней, об этом следует докладывать в Пектин командующим сановникам, [38] а на местах - главными чиновниками, которые передадут дела соответствующему командованию для определения наказания. Нельзя затевать самоуправство, распри, могущие привести к внутренним раздорам и повредить общей ситуации. Наши ихэтуани должны поддерживать связь с солдатами и полицией. Если произойдут случаи взаимных убийств и ранений, то за это следует строжайше наказывать[3].
[1] Цзунтуань (42) – «Главный отряд». По-видимому, подразумевается тот отряд, руководители которого утвердили данный устав. У ихэтуаней не было единого штаба для руководства движением, все отряды были на равном положении, у каждого был свой предводитель. Видимо, перед нами попытка сановников ввести какое-то единоначалие, чтобы легче осуществлять контроль над деятельностью ихэтуаней.
[2] Человека подводили к алтарю и возжигали курения, чтобы выяснить, христиан он или нет. «Старший брат» ихэтуаней по ему одному известным признакам решал судьбу человека.
[3] Что касается цинских войск, они данный пункт не соблюдали: когда ихэтуани вместе с правительственными войсками предпринимали атаки на иностранцев, то нередко подвергались обстрелу не только со стороны противника, но и со стороны правительственных войск. Так, например, во время атак на тяньцзиньский сеттльмент солдаты Не Ши-чэна стреляли в спину ихэтуаням (Ф а н ь В э н ь-л а н ь, Новая история Китая, стр. 543).
Комментарии |
|