История стран Азии и Африки - Новая и новейшая история |
Гюль-ханэ - «домъ или жилище розъ» названiе обширной площади, прилегающей къ садамъ Старого-Серая, где этотъ хаттъ былъ объявленъ.
Всему мiру известно, что въ первыя времена Османской монархiи славныя предписанiя Корана и законы имперiи были правиломъ всеми почитаемымъ. Потому государство росло въ силе и величiи и все подданные безъ исключенiя, использовались въ высшей степени благосостоянiемъ и довольствомъ. Въ последнiе полтораста летъ, подъ влiянiемъ различныхъ причинъ и событiй, перестали согласоваться съ священнымъ кодексомъ законовъ и истекающими изъ него правилами, - и прежнее могущество и благосостоянiе заменились слабостью и обедненiемъ: ибо, во истину, государство утрачиваетъ прочность, когда перестаетъ соблюдать законы.
Эти соображенiя непрерывно представляются нашему разуму и, со времени восшествiя нашего на престолъ, мысль объ общемъ благе, объ улучшенiи быта областей и облегченiи нашихъ народовъ не перестаетъ быть единственною нашею заботою. Географическое положенiе Османскихъ владенiй, плодородiе почвы, способность и разумность населенiя убеждаютъ, что, изыскавъ действительныя средства, можно въ несколько летъ достигнуть техъ результатовъ, на которые мы, при помощи божьей, надеемся. Поэтому, исполненные уверенности въ милости Всевышняго и [203] укрепляемые надеждой на заступничество Пророка, мы считаемъ, необходимымъ стремиться, посредствомъ новыхъ учрежденiй, доставить областям, составляющимъ нашу имперiю, благодеянiя хорошаго управленiя.
Эти учрежденiя должны касаться главнымъ образомъ трехъ предметовъ, а именно: 1) обезпеченiя всемъ нашимъ подданнымъ совершенной безопасности относительно ихъ жизни, чести и имущества; 2) правильнаго способа распределенiя и взиманiя налоговъ; 3) столь-же правильнаго способа набора солдатъ и определенiя сроковъ службы.
Действительно, жизнь и честь не составляютъ ли высшаго изъ существующихъ благъ? Кто не решится, даже при всемъ отвращенiи своей натуры къ насилiю, прибегнуть къ этому и темъ повредить правительству и родине, если его жизнь и честь находится въ опасности? Напротивъ того, пользуясь въ этомъ отношенiи полною безопасностью, онъ не сойдетъ съ пути верности и все его действiя будутъ клониться ко благу правительства и братьевъ. Если не существуетъ безопасности имущества, то все остаются холодны къ призыву государя и отечества; никто не занимается улучшенiемъ общественнаго достоянiя, такъ какъ каждый погруженъ въ собственныя заботы. Когда же гражданинъ спокойно вдадеетъ своею собственностiю всякаго рода, то онъ съ жаромъ предастся своимъ деламъ, стараясь расширить ихъ кругъ для увеличенiя собственныхъ выгодъ, и онъ ежедневно чувствуетъ въ своемъ сердце умноженiе любви къ государю и отечеству, преданность родине, и эти чувства становятся въ немъ источникомъ деянiй самыхъ похвальныхъ.
Что касается до правильнаго установленнаго распределенiя податей, то весьма важно привести въ порядокъ эту часть, ибо государство, для защиты своей территорiи, принужденное делать различныя издержки, можетъ получать суммы на содержанiе войскъ и для другихъ нуждъ лишь посредствомъ сборовъ съ своихъ подданныхъ хотя, слава Богу, съ некотораго времени сборы эти освободились отъ бича монополiи, прежде неправильно считавшейся источникомъ доходовъ, однако существуетъ еще пагубный обычай, [204] могущiй повести къ злополучному исходу - это система откупа, известная подъ названiемъ ильтизамъ. При этой системе гражданское и финансовое управленiе известной местности отдается на произволъ одного человека, то-есть, иногда попадаетъ въ железныя руки самыхъ алчныхъ страстей, ибо неблагонамеренный откупщикъ заботится лишь о собственныхъ выгодахъ. Поэтому необходимо, чтобы на будущее время каждый отоманскiй гражданинъ былъ обложенъ податями въ известномъ размере, сообразно его имуществу и положенiю, и чтобы сверхъ этого ничего отъ него не требовалось.
Также необходимо особыми законами устанавливать и определить расходы на наши сухопутныя и морскiя силы. Хотя, какъ мы сказали, защита государства дело важное и поставка солдатъ для этого лежитъ на обязанности всехъ жителей, однако необходимо утвердить закономъ долга, приходящуюся съ каждой местности, смотря по требованiю обстоятельствъ, и уменьшить на 4 или на 5 летъ время военной службы. Ибо требованiемъ съ одной местности большаго, съ другой меньшаго числа людей, чемъ оне могутъ поставить, безъ обращенiя вниманiя, на число народонаселенiя, причиняется несправедливость и наносится смертельный ударъ земледелiю и промышленности края; равно пожизненная служба приводитъ солдатъ въ отчаянiе и содействуетъ къ обезлюденiю страны.
Однимъ словомъ, безъ различныхъ узаконенiй, необходимость которыхъ была сейчасъ доказана, въ имперiи не будетъ ни силы, ни богатства, ни счастiя, ни спокойствiя, она лишь при осуществленiи этихъ новыхъ законовъ.
Вотъ почему каждый подсудимый будетъ судиться публично по нашему божественному закону, по производстве следствiя и изысканiя, и до произнесенiя правильнаго приговора никому не дозволится тайно или открыто губить другаго посредствомъ яда или какимъ либо инымъ способомъ. Никому не дозволится наносить оскорбленiя чести кого бы то ни было. Каждый будетъ владеть своею собственностью всякаго рода и располагать его вполне свободно, безъ чьего либо препятствiя; такъ, напримеръ, невиновные наследники преступника не будутъ лишаемы ихъ законныхъ правъ, и имущество преступника не будетъ конфисковаться. [205]
Эти императорскiя льготы распространятся на всехъ моихъ подданныхъ безъ различiя вероисповеданiя или секты; они все безъ исключенiя воспользуются этими правами.
И такъ нами даровано жителямъ имперiи полное обезпеченiе жизни, чести и имущества, сообразно требованiямъ буквы нашего священнаго закона. Для установленiя прочихъ статей собранiемъ просвещенныхъ мненiй, нашъ советъ юстицiи (увеличенный новыми членами, насколько окажется необходимымъ), къ коему присоединятся въ известные дни, по нашему назначенiю, министры и сановники имперiи, будетъ собираться съ целью выработать определительные законы касательно обезпеченiя жизни и достоянiя, и относительно распределенiя податей. Всякiй въ этихъ собранiяхъ свободно изложитъ свою мысль и подастъ свое мненiе. Законы объ установленiи порядка военной службы будутъ обсуждаться въ военномъ совете въ зданiи сераскерата. Каждый законъ по обсужденiи его, будетъ намъ представленъ и мы утвердимъ его въ заголовке нашею императорскою рукою для приведенiя его въ действiе и исполненiе.
Такъ какъ настоящiя установленiя имеютъ целью привести въ цветущее состоянiе религiю, правительство, народъ и государство, то мы обязуемся ничего противнаго сему не совершать. Въ залогъ верности нашего обещанiя, мы желаемъ, поместивъ эти уставы въ зале, где хранится достославный плащъ пророка, въ присутствiи всехъ улемовъ и сановниковъ имперiи, принести (уставамъ) присягу именемъ Божiимъ и затемъ принять такую же присягу отъ улемовъ и сановниковъ имперiи. Затемъ всякiй изъ улемовъ и сановниковъ имперiи или иное лицо за нарушенiе этихъ установленiй понесетъ наказанiе соответственно его доказанной виновности, не взирая ни на чинъ, ни на званiе,, ни на значенiе его. Для сего будетъ составленъ уставъ о наказанiяхъ.
Такъ какъ все чиновники имперiи получаютъ ныне приличное содержанiе, а въ должностяхъ, где жолованье еще недостаточно - оно будетъ увеличено, то законъ будетъ строго преследовать продажность милостей и должностей (ришветъ), осуждаемую божественнымъ закономъ и составляющую одну изъ славныхъ причинъ упадка имперiи. [206]
Такъ какъ вышеозначенныя установленiя составляютъ измененiе и полное обновленiе старыхъ порядковъ, той сей императорскiй указъ будетъ обнародованъ въ Константинополе и во всехъ местахъ нашей имперiи будетъ оффицiально сообщенъ всемъ посламъ дружественныхъ державъ пребывающимъ въ Константинополе, для постановленiя ихъ свидетелями дарованiя этихъ установленiй, кои, съ помощью Божьей, пребудутъ навсегда.
За симъ и сохранитъ насъ Всевышнiй подъ своимъ святымъ и честнымъ покровомъ.
Всякiй же, противодействующiй настоящимъ установленiямъ, да будетъ проклятъ свыше и навсегда лишенъ возможнаго счастiя!
Комментарии |
|