Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Америки |
[...][1] Б) Большевизм.
Хотя в Польше во всех сообщениях и разговорах постоянно идет речь об агрессии большевиков, я не мог заметить ничего подобного. Напротив, я с удовлетворением отмечал, что даже незначительные стычки на восточных границах Польши свидетельствовали скорее об агрессивных действиях поляков и об их намерении как можно скорее занять русские земли и продвинуться насколько возможно дальше. Легкость, с которой это им удавалось, убедительно доказывает, что полякам не противостояли хорошо организованные советские вооруженные силы. Я убежден, что наступательный воинственный крестовый поход, предпринятый из России, центра распространения пропаганды большевистского или советского движения, остановлен. Но он может быть снова вызван к жизни агрессивными действиями извне, а их можно ожидать как со стороны Польши, так и других государств. Может показаться, что недавние события в Архангельске и в районе Одессы[2] опровергают эту мысль, однако следует напомнить, что советское правительство считает эти области своими, и поэтому его военные действия там можно рассматривать как меры национальной обороны, которые не имеют ничего общего с какими-либо планами агрессивных действий.
Коммунистические идеи не являются чем-то новым. Страшный взрыв в России и события последнего времени в других странах Центральной Европы обусловлены исключительно тяжелым положением масс, в котором они оказались благодаря плохому правлению, длившемуся в течение столетий, и пятилетней войне, которая сделала положение масс невыносимым. С этой точки зрения главная причина распространения большевизма в Европе заключается в отчаянно тяжелом положении населения. В настоящее время большевизм распространяется не силой оружия, а путем пропаганды, которая попадает на благоприятную почву, подготовленную долгими годами бедствий и особенно лишениями и тяготами войны. Поэтому, когда будет восстановлено нормальное [205] положение, улучшены условия жизни и люди будут иметь больше средств существования, - распространение большевизма прекратится.
В) Милитаризм.
Во всей Центральной Европе среди военных - офицеров и рядового состава - наиболее часто встречается французская форма. Планомерные и недвусмысленные усилия французских агентов направлены на то, чтобы развить милитаристские настроения в Польше, Чехословакии и как мне кажется, в Румынии. Империалистические идеи - этот вид безумия - завладели психикой французов, и они пытаются создать цепь сильных милитаристских государств, зависимых, насколько это возможно, от Франции, с тем, чтобы впоследствии сделать эти государства сателлитами Франции. У меня нет ни малейшего сомнения в существовании такого плана и, как кажется, этот план выполняется весьма успешно. Польша стремится создать армию численностью до 600 000 человек; чехи стараются призвать в армию 250 000 человек, а Румыния стонет от непосильных военных тягот. Все это свидетельствует о том, что эти государства не верят в способность Лиги Наций защитить их, что создается сильный военный блок, который, возможно, будет господствовать в Европе. Об этом, конечно, открыто не говорится. Наоборот, утверждают, что эта цепь сильных милитаристских государств необходима, чтобы сдержать волну русского большевизма. Я считаю такое утверждение просто маскировкой. Каждое из трех названных государств имеет агрессивные намерения в отношении пограничных областей и каждое готово, если потребуется, применить силу для захвата возможно большей территории. Никто в настоящее время не нападает на Польшу. Наоборот, грустно смотреть, что в стране, где такая нужда, где все усилия правительства и все источники дохода должны были бы быть направлены на улучшение положения населения и государственного управления, всем завладел военный дух. Этот военный дух является для будущего Польши большей опасностью, чем большевизм. При хорошем правлении и создании равных возможностей для всех граждан с большевизмом можно справиться, а военную чуму, если она проникла в государство, выкорчевать значительно труднее. Существует опасность, что с прибытием армии Галлера[3] будут предприняты агрессивные военные действия на русском, литовском и украинском фронтах, если великим державам не удастся найти действенные средства подавить появившийся и ежедневно усиливающийся национализм.
Я настоятельно советую не посылать совместные межсоюзнические миссии, если мы желаем получить информацию и конкретные результаты. С такими заданиями следует посылать только американцев.
Дж. Кернан, генерал-майор Соединенных Штатов
R. St. B a k e r. Woodrow Wilson, Memoiren und Dokumente über den Vertrag zu Versailles, t. III, 1919. Leipzig, S. 195-197.
[1] Опущена первая часть, касающаяся внутреннего положения Польши.
[2] Речь идет о поражении войск стран Антанты и белогвардейцев, в состав которых входили и польские контрреволюционные части (см. док. 84, 117) на севере и юге России. 25 января 1919 г. Красная Армия снова заняла Шенкурск и тем разрушила планы объединения контрреволюционных войск ген. Миллера и Колчака. 6 апреля советские войска заняли Одессу (см.: «История гражданской войны в СССР», т. III, стр. 362).
[3] Польские войска под командованием Ю. Галлера вернулись в Польшу 21 апреля1919 г.
Комментарии |
|