Советские друзья!
Сегодня мы завершили серию переговоров с господином Брежневым, которую я рассматриваю как чрезвычайно плодотворную.
Мы согласились с тем, что нас связывает много общего. Знакомясь с Конституцией СССР, я отмстил, что ее сходство с нашей собственной системой государственного устройства оказалось чрезвычайно большим. Политическая воля к миру и разоружению была главной, ключевой темой в беседах двух государственных руководителей, что позволило нам существенно продвинуться вперед в тех аспектах, которые мы расцениваем как исключительно важные.
Правительство Советского Союза сделало доброе дело, подписав документ, который имеет для нас фундаментальное значение: протокол II договора Тлателолко, объявляющего Латинскую Америку безъядерной зоной. Недавно этот же документ был подписан благодаря настойчивости Мексики в Соединенных Штатах Америки.
Таким образом, продвижение к общей цели прочно скреплено в результате подписания указанного документа двумя великими мировыми державами.
Если к этому добавить консульские и научные аспекты, а также стремление к углублению и расширению отношений между Советским Союзом и Мексикой, то результаты этой встречи нам представляются великолепными.
Тем не менее, мы заявили, что, если великие державы решили проблему своей безопасности и их беспокоит, главным образом, возможность добиться того, чтобы больше не было войн, то для наших развивающихся стран важнейший вопрос заключается не только в том. чтобы избежать риска войны, но и в завоевании мира, который мы можем обеспечить лишь в том случае, если нам удастся отыскать реальный путь к созданию нового международного экономического порядка, позволяющего решать проблемы финансирования, передачи технологии, основные проблемы торговли. И в этом
[91] смысле волю великих держав мы также рассматриваем как фундаментальную.
Нам представилась возможность осмотреть этот красивый большой город
[1]. Нам удалось познакомиться, хотя и довольно кратко, с большими успехами, которых достигли в Космосе и на Земле советский строй и советская наука.
Выражая благодарность народу и правительству Советского Союза за оказанное нам гостеприимство, я передаю сердечный и братский привет от мексиканского народа и высказываю надежду, что мы скоро сможем увидеть политических представителей этой великой страны в Мексике и хотя бы частично отплатить за то гостеприимство, которым пользовались я и мои товарищи.
Большое спасибо, господа. Я желаю Вам спокойной ночи и большого счастья.
Mexico, URSS, Bulgaria. México, 1978, р. 41-42.
[1] Речь идет о Москве.
Текст воспроизведен по изданию: Советско-мексиканские отношения (1917-1980): Сборник документов. - М., 1981. С. 91 - 92.