...Вопрос: Не могли бы вы рассказать о целях вашей миссии в Советский Союз?
Ответ: Прежде всего я должен сказать, что это первая поездка в вашу страну, которую когда-либо совершал министр иностранных дел Мексики. Как я уже не раз говорил при встречах с советскими руководителями и советскими людьми вообще в Москве, Киеве и Ленинграде, я всю свою жизнь мечтал побывать в Советском Союзе. Я рад, что мечта эта исполнилась и мне посчастливилось, хоть и на протяжении недолгого времени, побывать в СССР, познакомиться с великим советским народом.
Основная цель моей поездки - наметить пути для того, чтобы на основе взаимного уважения развивать дружбу между нашими странами. Это главное указание, которое я получил от президента Диаса Ордаса. Как об этом говорится в личном послании президента Мексики, которое мне доверено передать г-ну Подгорному, моя миссия заключается в том, чтобы изучить возможности на реалистической и дружеской основе развивать во всех областях взаимный обмен между нашими странами.
В частности, я подписал в Москве соглашение о научном и культурном обмене между Советским Союзом и Мексикой.
Я возлагаю большие надежды на это соглашение, которое, безусловно, будет стимулировать наше сотрудничество в области науки, техники, искусства и просвещения, в области обмена студентами.
Я также беседовал с г-ном Громыко о плане создания безъядерной зоны в Латинской Америке - плане, который представляет для
[59] Мексики особый интерес, поскольку она выступила с этой инициативой.
Я также имел возможность изложить г-ну Громыко мексиканскую позицию относительно обсуждаемого сейчас в ООН договора о нераспространении ядерного оружия. Я заявил, что хотя проект этого договора - впрочем, как и все в жизни, - мог бы быть более совершенным, он тем не менее встретит положительное отношение Мексики при его голосовании. Мексиканская делегация получила точные инструкции проголосовать за этот проект. И мы поступим так, ибо считаем, что задержать распространение ядерного оружия означает оказать большую услугу человечеству, хотя конечной целью и должно быть полное и окончательное уничтожение этого оружия массового истребления.
Мы выступаем в пользу договора о нераспространении еще и потому, что считаем: он не помешает развивающимся странам сейчас и в будущем пользоваться теми поистине чудесными благами, которые дает человечеству господство над мирным атомом.
Вопрос: Как вы расцениваете перспективы дальнейшего развития отношений между Советским Союзом и Мексикой?
Ответ: В Москве, отвечая на слова г-на Громыко, я уже говорил, что после возобновления дипломатических отношений в 1942 году между Советским Союзом и Мексикой ни разу не пробежала тень. Наши интересы в плане двусторонних отношений ни в какой области не противоречат друг другу. Поскольку краеугольным камнем политики наших стран является мирное сосуществование между государствами, на мой взгляд, нет никаких причин, которые затрудняли бы дальнейшее развитие этих отношений.
Я хочу повторить сейчас, что приехал в Советский Союз не с экономической миссией и что я не собирался обсуждать здесь экономические вопросы. Тем не менее меня сопровождал один из экономических советников мексиканского правительства. И я не вижу причин, по которым - при наличии взаимных усилий и уважения взаимных интересов - нельзя было бы увеличить объем товарооборота между Советским Союзом и Мексикой.
Вопрос: Каково Ваше общее впечатление от поездки в Советский Союз?
Ответ: Я исключительно растроган теми многочисленными проявлениями дружбы и уважения, которые все мы повсеместно видели в Советском Союзе со стороны советских руководителей и простых людей. Я расцениваю эти знаки внимания и дружбы как проявление искренних дружественных чувств, питаемых Советским правительством и народом к правительству и народу Мексики.
Новое время. 1968. № 23.
Текст воспроизведен по изданию: Советско-мексиканские отношения (1917-1980): Сборник документов. - М., 1981. С. 59 - 60.