Новая и новейшая история стран Европы и Америки - Новая и новейшая история Америки

Опираясь на поддержку значительного большинства среди членов сената и палаты представителей, я в июне текущего года сообщил заинтересованным правительствам о нижеследующем.

Американское правительство предлагает отсрочить на один год все платежи по междуправительственным долгам, по репарациям и по долгам помощи (relief debt) как в отношении капитального долга, так и процентов. Само собой разумеется, что из этого исключаются правительственные облигации, владельцами коих являются частные лица. Американское правительство, оговаривая заранее необходимость одобрения этого конгрессом, намерено приостановить на один год все причитающиеся ему платежи по долгам иностранных правительств, начиная с бюджетного года, открывающегося 1 июля, при условии, что точно так же будут отсрочены на один год все платежи, причитающиеся главнейшим державам-кредиторам по кредиторским претензиям одного правительства к другому. [105]


Предмет предложения

Внося настоящее предложение, я публично заявил о нижеследующем.

Настоящее мое выступление ставит себе целью посвятить наступающий год делу восстановления мирового хозяйства и освобождению восстановительных сил, проявляющихся уже сейчас в Соединенных штатах, от посторонних влияний, замедляющих их действие.

Мировая хозяйственная депрессия затронула европейские страны глубже, чем нашу страну. Некоторые из этих стран до сих пор тяжело ощущают отражение этой депрессии на их национальном хозяйстве. В этой обстановке бремя междуправительственных долгов, в нормальное время вполне выносимое, ощущается особенно тяжело.

По целому ряду причин, вытекающих из факта названной депрессии, как например падение цен на продовольственные продукты иностранного происхождения и отсутствие доверия к устойчивости экономического и политического положения за границей, - наблюдается ненормальный приток золота в Соединенные штаты, нарушающий устойчивость кредитных отношений в некоторых иностранных государствах.

Эти затруднения и некоторые другие обстоятельства уменьшают покупательную способность заграницы, что отражается на нашем экспорте и является до известной степени причиной нашей безработицы и падения цен, затрагивающего интересы наших фермеров.

Осторожные и своевременно предпринятые шаги должны способствовать ослаблению действия этих неблагоприятных сил в иностранных государствах и восстановлению доверия, содействуя таким образом политическому умиротворению и экономической устойчивости во всем мире.

Власть президента в разрешении этой проблемы ограничена, так как его действия должны быть одобрены конгрессом. Его выступление было встречено уверениями выдающихся членов обеих партий как в сенате, так и в палате в их полной готовности оказать этому шагу горячую поддержку.

Сущность настоящего предложения состоит в том, чтобы дать иностранным правительствам время восстановить в их странах хозяйственное процветание. Я предлагаю американскому народу поступить, как это свойственно кредитору, заботящемуся о своих действительных интересах, и вместе с тем как хорошему соседу.


Репарации и долги

Мне хотелось бы воспользоваться настоящим случаем и откровенно изложить мои взгляды на германские репарационные платежи и на долги, причитающиеся нам от союзных правительств Европы. Наше правительство не участвовало и не подавало своего голоса при установлении репарационных обязательств. [106]

Уплата нам долгов союзных правительств, образовавшихся из предоставленных нами авансов на военные действия, была урегулирована на основе, не зависящей от германских репараций и никакого к нам отношения не имеющей. Репарации, являются поэтому, проблемой чисто европейской, которая нас совершенно не касается.

Я ни в коем случае не одобряю аннулирования наших претензий, даже в самой косвенной форме. Подобная мера не способствовала бы возрастанию доверия в мире. Ни одна нация, являющаяся нашим должником, никогда такой меры не предлагала. «Однако, имея в виду, что основой соглашений, регулировавших уплату нам долгов, была платежеспособность должника в нормальных условиях, не будет с нашей стороны отступлением от нашей политики и от наших принципов, если мы примем во внимание ненормальное положение, в котором сейчас находится весь мир.

Я уверен, что американский народ ни в коей мере не нуждается в вымогательстве у должника суммы, превышающей его платежеспособность, и мы думаем, что в народе господствует широкий взгляд, требующий от правительства оценки положения, как оно есть.

Подобный образ действия безусловно соответствует политике, которой мы придерживались до сих пор. Он свидетельствует о нашей воле к содействию быстрого восстановления хозяйственного процветания во всем мире, в чем так глубоко заинтересован наш народ.

С другой стороны, я хотел бы, заявить, что, если мое настоящее выступление не имеет никакого касательства к конференции об ограничении сухопутных вооружений, собирающейся в феврале будущего года, нам все же хочется верить, что данное нами доказательство нашего желания принести действительную пользу поможет создать ту атмосферу доброй воли, которая так необходима для разрешения этого важного вопроса, так как надо иметь в виду, что бремя конкурирующих вооружений содействовало наступлению царящей в настоящее время депрессии.


Результаты соглашения

Все главные правительства-кредиторы приняли предложение. Необходимые соглашения были заключены, и правительства-кредиторы отказались от получения причитающихся им платежей с 1 июля 1931 г. В результате этого соглашения поток событий, грозивший создать общую экономическую панику, сразу остановился, и народы этих стран получили время заново наладить свою экономическую жизнь. Наше выступление было необходимо. Я убежден в том, что суд американского народа его одобрит.

Срок по претензиям американского правительства к некоторым странам наступает 15 декабря как в отношении капитального [107] долга, так и процентов. Было бы в высшей степени желательно, чтобы до наступления этого дня был вотирован закон, уполномочивающий секретаря казначейства отсрочивать с одобрения президента все платежи, причитающиеся нам на основании претензий правительства Соединенных штатов к иностранным правительствам в течение срока, истекающего 30 июня 1932 г., и позаботиться о распределении взимания этих долгов на десятилетний срок, начиная с 1 июля 1933 г.

По мере приближения нового года становится вероятным, что некоторые правительства, связанные по отношению к нам долгами, не смогут вносить нам новые платежи полностью вплоть до восстановления в их странах нормальной экономической жизни. Закрывать глаза на этот очевидный факт было бы делом праздным. Поэтому необходимо предоставить новые временные отсрочки.

До настоящего времени конгресс рассматривал вопросы, относящиеся к названным претензиям, в сотрудничестве с исполнительной властью. Я уверен, что конгресс захочет и дальше, чтобы законодательная власть разделяла с правительством эту ответственность.

Чтобы иметь возможность быть вполне готовыми, я рекомендую восстановить комиссию по внешним долгам мировой войны, уполномочив ее рассмотреть проблемы, относящиеся к названным долгам, могущие встать под влиянием современного кризиса, и представить конгрессу доклад о своих выводах и предложениях[1].


[1] Это предложение конгрессом принято не было.


Текст воспроизведен по изданию: Репарационный вопрос и военные долги: Сборник документов. - М., 1933. С. 105 - 108.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."