Парламентский акт против разрушения деревень - рисует картину опустошений, в результате которых разрушаются дома и сносятся деревни. Превращение пахотных земель в пастбища приводит к появлению множества людей, насильственно оторванных от земли и труда. Парламент и правительство встревожены упадком земледелия, исчезновением во многих местах крестьянства, столь необходимого для обороны страны. Но всего более авторов акта пугает образование многотысячной массы обнищавших и бездомных людей, которых именуют «праздными». Если, как говорит источник, три пастуха сменили двухсот земледельцев, это свидетельствует о том, что в ряде районов подавляющее большинство сельского населения стало обездоленными скитальцами. Страх перед этой армией отчаявшихся людей выражается в словах о «ниспровержении политики и доброго управления этой страны». Акт парламента пытается запретить чреватое опасными последствиями уничтожение домов и строений, грозя ослушникам утратою половины доходов.
Королю, нашему суверену и государю, особенно и более всего угодно, чтобы устранялись такие ненормальности и злоупотребления, которые вредны и опасны для общего блага этой его страны и его подданных, в ней живущих;^он помнит, что большие затруднения возрастают с каждым днем по причине опустошения, снесения и намеренного разрушения домов и деревень в этом его королевстве и по причине обращения под пастбище земель, которые обычно находились под пашней. Вследствие этого с каждым днем возрастает праздность, основа и начало всех зол: в некоторых деревнях, где раньше двести человек находили занятие и жили мирным трудом, теперь заняты два или три пастуха, а прочие впадают в праздность; земледелие, одно из наиболее выгодных занятий в этом королевстве, приходит в великий упадок, церкви разрушаются, богослужение прекращается, за погребение там тела никто не молится, патрон
[1] и приходские священники терпят ущерб, защита этой страны против наших внешних врагов ослабляется и ухудшается к великому недовольству бога, к ниспровержению политики и доброго управления этой страны, и против этого не принимается спешных мер. Поэтому король, наш суверен и государь, с согласия и совета светских и духовных лордов и общин, собранных в настоящем парламенте, и в силу их авторитета, приказывает, утверждает и постановляет следующее: каждый, каково бы ни было его положение, ранг и состояние, имеющий дом или дома, которые в течение трех последних лет сдавались или сдаются теперь, или будут сдаваться в аренду с 20 или более акрами земли..., обязан сохранять и поддерживать на вышеупомянутой земле дома и строения, подходящие и необходимые для сохранения и поддержания обработки и земледелия; и если кто-либо из владельцев таких домов и земель возьмет такой дом, дома или землю в свои руки и оставит их для себя, то такой владелец или владельцы в силу вышеупомянутого постановления также обязаны сохранить и поддерживать на этих землях дома и строения, подходящие и необходимые для поддержания, обработки и земледелия. А если кто-либо нарушит эти предписания или часть их, то король, если эти земли и дома держатся от него непосредственно, или лорд феода, от которого
[225] непосредственно держатся эти земли, имеет право брать ежегодно половину дохода той земли, на которой дом или дома не поддерживались и не сохранялись; и эту половину доходов он может получать в свою пользу без всякой уплаты за это до тех пор, пока этот дом или эти дома не будут должным образом выстроены или исправлены; но это получение доходов с такой земли никоим образом не создает у короля или лордов никакого фригольда
[2], но король и упомянутый лорд или лорды имеют право только на получение доходов, как было сказано, и поэтому король или лорд, или лорды имеют право налагать арест на эти доходы, которые они должны получать, как было указано, в силу данного акта.
[1] Обычно лорд являлся патроном («покровителем») местной приходской церкви, обладая правом представлять кандидата в приходские священники.
[2] Ф р и г о л ь д - «свободное держание» - одна из форм феодального землевладения в Англии, приближавшаяся к праву частной собственности.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматии по истории средних веков. - Т. III. - М., 1950. С. 225 - 226.