Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.) |
Источники сохранили свидетельство об уходе части венгерских гуситов в Молдавию от преследований инквизиции. Там в 1461 г. представитель папской курии записал их статьи. Текст этой записи хранится в ватиканской библиотеке. Этот источник также свидетельствует о распространении в Венгрии в 30-е годы XV в. таборитской идеологи.
1. Не повинуются римской церкви и другой церковной власти.
3. Говорят, что у церкви нет права отлучать кого-либо.
4. Не признают в качестве законов декреты, церковные законы, распоряжения папы, говоря: в противоположность всему этому имеется божий закон.
5. Говорят, что никого нельзя убивать.
6. Брак разрывают, утверждая, что делают это на основании евангелия...
7. Отрицают, что необходимо учить о милости по отношению к какому-либо недостойному поступку.
8. Говорят, что никто не должен получить спасения, кроме вступивших в их секту и живущих по их обычаям, а все люди, жившие до возникновения их секты, прокляты.
10. Говорят, что ни один священник не имеет власти, данной блаженному Петру Христом, и ни один господин апостол (т. е. папа) не живет жизнью блаженного Петра. [734]
12. Отрицают всякие милости папы относительно спасения и освобождения верующих от грехов.
13. Проклинают всех, кто почитает мощи святых.
14. Смеются над чудесами, вызываемыми святыми. Издеваются над ними...
19. Запрещают какого-либо рода клятвы.
20. Говорят, что у каждого священника столько же власти отпускать или не отпускать грехи, сколько у папы.
22. Может каждый исповедоваться в грехах и мужчине, и женщине, старому и молодому. Лишь исповедь о смертных грехах остается за священником.
23. Говорят, что римский папа - блудник и вместе с ним блудники все церковники и монахи.
27. Римскую церковь называют сатанинской синагогой.
32. Воскресную соленую святую воду называют поповской мочой.
35. Действуя против церковных законов, они основали новую веру, называя друг друга братьями в божьем законе.
37. Женщины у них могут быть священниками.
Славный боже! Ради краткости здесь заканчивается перечисление статей заблуждающихся и еретиков.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том II, X - XV века. М., 1963. С. 734 - 735.
Комментарии |
|