Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.) |
Документ явился одним из важнейших актов на пути образования шляхетской республики.
Четыре отдельных статута даны были польским королем Казимиром IV Ягеллоном малопольской (11. XI), великопольской (12. XI), серадзской (16. XI) и хелмской (11. XII в Радоме) шляхте. Эти статуты получили общее название по месту, где были подписаны три из них, - под Невшой на Висле. Все эти статуты обнаруживают определенное сходство, общность отдельных параграфов и общую редакцию. Логично поэтому предположить, что за основу был принят статут какой-либо одной земли.
Король, стремившийся найти в шляхте опору против феодальной знати, Нешавскими статутами гарантировал шляхте неприкосновенность имущества, реформу судов и судопроизводства, ограничение поземельного обложения, положил начало ограничению привилегий городов и их самоуправления. Это была первая крупная победа шляхты всей Польши в ее борьбе с крупными феодалами, а также городами.
Начинается третья книга земских Нешавских статутов, принятых польским королем Казимиром и его баронами. [595]
[1]. О сохранении прав, предоставленных жителям. Король должен управлять всеми жителями своего королевства на основании древнего права, установленного его предшественниками.
[2]. О закладе замков его королевского величества. Король не будет отдавать в заклад замки и главные королевские имения. Если кто-либо примет в заклад или имения, потеряет деньги.
[3]. О пособии, назначенном королем для жителей. В случае, если король призовет жителей в поход, на каждый щит или копье будет выплачено 5 марок. При этом жители освобождаются из заключения, если они содержались в нем, и им прощаются провинности. На таких же условиях король набирает войска вне границ государства по обычаям и образу действия своих предшественников.
[4]. О назначении старост. Ни один воевода не может быть одновременно старостой. Исключение составляет краковский староста.
[5]. О должностях. Король не может жаловать должностями ни иностранцев, ни тех, кто не имеет в данной области имений, но будет давать должности людям заслуженным, владеющим имениями в той области, где открывается вакансия. При этом из всех должностей мы имеем в виду должности воеводы, каштеляна и другие.
[6]. О назначении судов. Старосты должны назначать свои суды не чаще чем раз в шесть недель. Вызов на суд должен производиться за неделю до суда, не считая дня ареста.
[7]. О статьях, которые подсудны старосте. Старосты могут судить только по четырем статьям: нападение и нанесение ран на королевской дороге, поджог, насильственное вторжение в дом, изнасилование женщин.
[8]. О бургграфах и старостах. Ни бургграфы, ни старосты не могут занимать должность судьи, если они в данном крае не владеют наследственными поместьями.
[9]. Об управлении при приезде короля в какую-либо область. Король при приезде в какую-либо область и при отъезде должен дать удовлетворение жителям, которые жаловались на старосту.
[10]. Никто не будет лишен своего имущества. Король не позволит отнять чье-либо имущество или арестовать кого-либо иначе как по закону.
[11]. Об общих судах. Общие суды, или так называемые генеральные коллоквиумы, должны происходить раз в год, а именно: в Кракове на следующий день после праздника очищения Марии, в Сандомире на следующий день после праздника рождения Марии, в Люблине на другой день после праздника Иоанна Крестителя, в Радоме после праздника [596] обрезания Христа, в Вислице после праздника св. Мартина.
[12]. О малых судах. Малые суды должны происходить 4 раза в год в главных поветах.
[13]. Об отсрочках судебных разбирательств. В земских судах, как и в судах старост, каждый может отсрочить свое дело первый раз ссылкой на недомогание, второй раз ссылкой на болезнь, а третий раз должен присягнуть сам третий в том, что до этого болел.
[14]. О взимании судебных пошлин. Судьи, подсудки и исполняющие их обязанности при взимании судебных пошлин и других платежей не должны брать больше, чем это предусмотрено статутами Казимира и Владислава. Также и нотариусы, если кто-нибудь потребует выписку из актов, из дарственных и даже из актов о тяжбах, не должны брать больше, чем грош, за каждую выписку, а с детей и вовсе ничего не должны брать. Если же кто-нибудь нарушит вышенаписанное в статутах, тот должен понести наказание.
[15]. О хранении актов, или книг земских судов. Акты, или книги земских судов, должны храниться под тремя замками согласно постановлению, принятому в Варте, изложенному выше.
[16]. О спорах. Судьи при решении дел не будут вдаваться в рассмотрение возбуждаемых сторонами споров, но приступят непосредственно к разбору главного дела.
[17]. О клеветниках. Если кто-либо будет обвинен в клевете, он сможет очиститься от обвинения. И только если в четвертый раз будет обвинен в подобном преступлении, он не будет допущен к очищению, но должен быть сужден к лишению шляхетства.
[18]. О взимании поборов. Когда старосты или судьи совершают залоговые сделки, будь то судебные или исполнение решений короля, они не должны брать больше, чем залоговая сумма, для своих служащих или помощников и должны хранить залоговые суммы по статутам короля Казимира.
[19]. О евреях. Евреи должны жить по Вартенским статутам, и если правящий в настоящее время король даст им права и привилегии, которые будут противоречить божескому праву и земским статутам, эти права и привилегии оспариваются и объявляются недействительными. Евреи должны носить такую одежду, чтобы их можно было отличить от христиан.
[20]. О размежевании дворянских и королевских имений. Своим подданным, обращающимся с просьбой, король должен разрешать размежевание своих, королевских, от их дворянских, [597] имений в присутствии двух сановников и одного писца и скреплять печатью по старинным обычаям.
[21]. Об арендаторах королевских поместий. Арендаторы королевских поместий несут ответственность за соседние земли и за обиды, нанесенные соседней шляхте. Если они застигнут на королевской земле скот, должны выдавать его хозяину при условии поручительства. С другой стороны, они выплачивают установленную сумму за аренду земли.
[22]. О налогах. Старосты, бургграфы и другие королевские чиновники не могут взимать налоги (inscriptionales) с имений духовенства и шляхты. В случае нарушения они платят штраф в 3 марки и возвращают налог тому, с кого они взяли.
[23]. О том, что воспрещается мещанам чинить препятствия приехавшим на торг. Мещане, королевские чиновники и духовные лица не должны чинить препятствия в делах торговли. Если кто-либо приехал на торг, пусть продает и покупает как можно выгоднее. Если же продающим и покупающим [кто-либо] будет чинить препятствия, наши старосты должны наказать [того] штрафом в 14 марок.
[24]. О беглых. Арендаторы королевских поместий, королевские люди и шляхта должны выдавать беглых. Если они не выдали, платят штраф тому, кому не выдали, затем суду, и все-таки должны выдать. Беглых судят, согласно польским законам.
[25]. Об очищении от бесчестья. Королевские старосты за очищение от обвинения в воровстве или ином преступлении, влекущем за собой бесчестие, не должны брать больше установленного.
[26]. О военной повинности [о военном походе]. Все подданные, имеющие взрослых сыновей, могут послать их вместо себя в поход, а сами остаться дома. И если кто-либо имеет поместья в двух областях и та область, где он проживает, не призывается на войну, он может не идти в поход, если война не застала его в другой области, которая призывается на войну.
[27]. О земских судах. Все судьи общих и малых судов должны судить по своду законов Казимира и Владислава, и всякого, кто пожелает, они должны с ним знакомить.
[28]. О нанесении ран. Если кто будет показывать на другого человека, что он нанес ему раны, он должен засвидетельствовать свои раны чиновником и двумя шляхтичами [в качестве свидетелей], а затем сам третий принести присягу в суде, что его действительно ранил такой-то человек.
[29]. О королевских поборах. Король не может неограниченно и непрерывно облагать поместья духовных лиц и дворянства [598] новыми поборами, даже если эта надбавка исчислялась бы фертоном[1] или 6 грошами. Но должен брать по 2 гроша с каждого человека, как это заведено издавна.
[30]. О королевских указах, запрещающих судить. В земских и городских судах не должны пренебрегать королевскими указами, запрещающими продолжать ведение дела судье, по небрежности которого не соблюдаются равенство и справедливость. Но каждый должен соблюдать справедливость, не дожидаясь королевских указов.
[31]. О таможенных пошлинах. Таможенные чиновники - королевские, духовные, частных поместий - во всем польском королевстве не должны брать пошлин с подданных, везущих соль для своих нужд. В случае нарушения они платят штраф в 14 марок и везущему соль 3 марки.
[32]. О продаже соли населению. Каждый житель областей Краковской, Сандомирской, Люблинской беспрепятственно и свободно может ввозить соль из соляных копей Бохнии и Велички для собственных нужд. Управляющий соляными копями в Величке должен продавать соль три раза в год по 6 грошей за центнар, согласно прежним установлениям, в Бохнии - по 7 грошей, как указано в тех же статутах. Это смотритель соляных копей должен соблюдать под угрозой штрафа в 3 марки.
[33]. О ранениях, полученных от мещанина. Если какой-либо шляхтич будет ранен мещанином или человеком низшего сословия, получивший рану может вызвать виновного в земский суд и судить его по всем статьям земского права.
[34]. Об арендаторе, уходящем от хозяина. Арендатор, уходящий от хозяина, не имеющий земли, не имеет права что-либо строить, но должен пользоваться готовыми уже строениями; если же у него есть земля, он имеет право строить и жить в новых строениях.
[35]. Об обновлении и утверждении старого права. Все древне право, изданное и утвержденное нашими предшественниками - королями польскими, - должно оставаться в силе, и ни в чем не должно от него отступать.
Конец Нешавских статутов.
[1] Фертон - мелкая монета.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том II, X - XV века. М., 1963. С. 595 - 599.
Комментарии |
|