Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.) |
Острота классовых и национальных противоречий в Чехии в конце XIV - XV вв. отразилась на борьбе, которая происходила в то время в стенах старейшего в Центральной Европе, созданного еще в 1348 г. Пражского университета. Сожжение книг английского бюргерского реформатора Уиклефа послужило сигналом к размежеванию сил, группировавшихся вокруг вождей чешской реформации Яна Гуса, Иеронима Пражского, с одной стороны, и сил феодально-католической реакции - с другой.
Основание Пражского университета и его первоначальная история
В лето господа 1348-е император Карл основал в Праге всеобщее обучение теологии, каноническому праву, медицине и [свободным] искусствам. Место обучения было сначала в доме по соседству с кладбищем св. Франциска, потом в доме Лазаря в иудейском квартале. А теперь в доме Ротлеба на площади св. Галла. Итак, этот университет был разделен на четыре национальности: чешскую (богемскую), баварскую, польскую и саксонскую. Со дня на день он удивительным образом разрастался при едином, однако, ректоре университета...
В лето господа 1372-е, когда, согласно уставу университета, в день св. Георгия были произведены выборы нового ректора, прежний ректор, именно Николай Кольперк, не признал [этих выборов][1]. Но на третий день, объединившись с юристами, [они] избрали себе другого ректора, именно некоего графа Пернштейна. С тех пор юристы отделились от других факультетов и от факультета свободных искусств, не признавая их устава, и с упорством пребывают в таком положении до сего времени.
В лето господа 1384-е. в день св. Павла, ректором университета был избран Салтов. Во время его ректорства возникла великая распря между богемской (чешской) национальностью и тремя остальными из-за постоянных мест в коллегии [Карла], которые занимали не чехи, а другие национальности. Из-за этого вышеназванный ректор отменил все занятия под страхом строжайших наказаний. Однако чешская национальность, не обращая внимания на это распоряжение ректора, публично и с оружием в руках читала лекции посещавшим их школярам, проводила диспуты и осуществляла на положенных местах в коллегии прочие учебные занятия. И при таком раздоре ректор с некоторыми другими [профессорами] по причине распри с остальными чехами были избиты чехами, переодетыми в другие одежды, но без кровопролития, и тевтоны после многократных обращений с просьбами к королю Венцеславу, к архиепископу и к королевским советникам, увидав, что они не могут рассчитывать на успех, приняли в состав коллегии Карла пятерых чехов и шестого нейтрального члена. И в соответствии с этим было единогласно объявлено еще такое же число советников в коллегии короля Венцеслава. Да будут чехи за это благословенны на века!..[609]
И еще в том же году в ректорство магистра Генинга Бальтегена произошло разногласие между чешским землячеством и остальными тремя землячествами, именно Баварским, Польским и Саксонским, по поводу желания короля, чтобы университет поддержал его и кардиналов в желании сложить с себя подчиненность папе. Итак, чехи выразили свое согласие на это, а другие национальности были с этим не согласны, и так как у них было большинство голосов, то ректор не решился вынести заключение против их желания.
И еще в том же году, когда от короля [Франции] и от Парижского университета явилось торжественное посольство к нашему королю Венцеславу, пребывшему в то время в Горах Кутных, он вызвал к себе ректора университета с докторами и магистрами, в числе которых были доктор теологии Ян, сын Ильи из Брода, а также Ян Гус, тогда уже магистр свободных искусств. Выслушав посольство по вопросу о сложении с себя подчиненности обоим тогдашним папам, с чем чехи согласились, а остальные национальности уже были не согласны, непобедимый король римлян и Чехии Венцеслав в тот же день щедро даровал чехам три голоса, руководствуясь примером Парижского университета, по образцу которого был основан и Пражский университет. Этим его дарованием были смущены другие национальности, не хотевшие ни в каком случае с этим примириться; они составили между собой дьявольский заговор и поклялись лучше уйти и никогда больше не возвращаться в Прагу, чем признать за чехами, этими мужиками короля, три голоса в предосуждение, как они выразились, и в отягощение других национальностей.
В лето господ 1409-е, около праздника св. Георгия, когда по настоянию короля Венцеслва чехи избрали в ректоры магистра Зденека, на это остальные национальности своего согласия не дали, и произошел великий раздор между землячествами. Итак, во исполнение своей клятвы чужие национальности удалились из Праги кто пешком, кто верхом, кто в повозках.
Обсуждение и сожжение книг Уиклефа
И еще в лето господа 1410-е вышеназванный архиепископ пражский Збинкон, хотя и обладавший от природы здравым умом, но в священной науке не имевший никакого авторитета, был введен в заблуждение дурными [своими] советниками и дело, начатое безрассудно, завершил наихудшим концом. Именно он поручил исследовать изъятые, согласно [папской] булле, книги Уиклефа шести враждебным им докторам и магистрам и на основании их доклада приказал публично сжечь книги в следующий за праздником св. Вита день. Но по настоянию короля Чехии, господина Венцеслава, отложил [610] исполнение своего безумного решения до прибытия прежнего маркграфа Моравии господина Иодока. Но еще до прибытия маркграфа вышеназванный архиепископ в 16-й день июля приказал сжечь книгу Уиклефа посреди двора архиепископского дома в присутствии пражского капитула, прелатов и многочисленного клира. Итак, на этом месте, распевая псалмы и громким голосом возглашая: «Тебя, бога, хвалим...», и под звон колоколов, как над покойником, они бросали в огонь древние пергаменты и сохраненные с давних времен грамоты и сожгли много прекрасных книг. Но, как думают, наиценнейшие из них были спасены. Они надеялись, что этим положили предел всем смутам, но с соизволения бога, судьи праведного, они открыли этим только их начало.
[25 июня] магистр Ян Гус и господин Здислав из Звержетиц с приверженцами выразили свой протест. Но архиепископ Збинкон, не обращая внимания на их протест, отлучил [от церкви] всех протестующих с их приверженцами, так же как и всех, не сдавших книги [Уиклефа].
Распространение раскола в народе
[1410 г.] И еще по причине выше упомянутого сожжения книг и отлучения магистра Яна Гуса и других в народе произошел великий раскол. Некоторые очень тяжело приняли его отлучение архиепископом, так что ропот пошел после этого по всей пражской церкви. И [22 июня], в день Марии Магдалины, духовенство, совершавшее в облачении службу в числе почти 40 человек, и другие отступили от святых алтарей. И в этот же день в храме св. Стефана в Новом Месте Праги шестеро, обнажив мечи, хотели убить богохульствующего проповедника. Всех плебанов охватил [после этого] такой страх, что в последующее время они не стали признавать отлучения, не основанного на законе божьем.[1] Т. е. хотел остаться ректором.
Текст воспроизведен: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 2. X - XV века. М., 1963. С. 609 - 611.
Комментарии |
|