Средние века - Классическое средневековье (XII-XV вв.) |
Выдержки из протоколов судебных разбирательств указывают на попытки феодалов усилить эксплуатацию вилланов, сопротивление крестьян этим попыткам и классовую пристрастность королевских судов.
Тяжба между Петром де Невиллем и его вилланами (1267 г.)
[Крестьяне манора Уайткок (Wytecok) в Лестершире пожаловались на своего лорда Петра де Невилля, обвиняя его в том, что он], утверждая, будто люди... этого манора[1] являются вилланами, а не сокменами[2] господина короля, к большому ущербу крестьян выгнал их из домов и задерживает их имущество, несмотря на представление поручителей... чего господин король не желает и не должен терпеть. Роджер, сын Беатрисы, один из этих крестьян, говорит, что вышеуказанный Петр лишил его усадьбы и виргаты[3] земли, которыми вышеупомянутая Беатриса владела в день своей смерти как своим наследственным держанием. И другие люди этого манора [владели землей на таком же праве]. Вышеупомянутый Петр принуждал их к выполнению служб и повинностей, которых ни они сами, ни их предки никогда не выполняли. И Петр де Невилль явился в суд и заявил, что они вилланы господина короля и должны за свои земли нести всякого рода повинности - платить талью[4] по воле господина короля или [320] того, кто держит эту землю по поручению короля, и давать меркет за выдачу замуж своих дочерей, и не могут продавать жеребенка или своего быка, которого они вырастили без разрешения [лорда], и т д. И сказал, что во времена короля Иоанна, отца теперешнего короля, этот манор как наследственное держание принадлежал некоему Реджинальду де Нортон и что господин король дал вышеуказанному Реджинальду в обмен на этот манор, манор Тиндаль, а также заявил, что в те времена и во все последующие годы крестьяне выполняли указанные выше вилланские повинности. [Жюри подтвердило заявление ответчика, но отметило, что, когда манор находился в руках королей Иоанна и Генриха III]... управляющие манором, назначавшиеся королем, не брали с этих вилланов ничего, кроме 4 шилл. С каждой виргаты земли, в то время как свои другие домены и города господин король облагал тальей[5].
Поэтому было постановлено, что вышеуказанные люди являются вилланами господина короля и должны выполнять вилланские повинности и службы, как это они делали до сих пор, и что эти вилланы ничего не могут получить по своему иску и штрафуются за ложную жалобу.
Тяжба между Рожером де Валлибус и его вилланами (1281 г.)
Согласно справке, в Книге Страшного суда, манор Котон (Coton) не был старинным доменом короны[6]. Поэтому шерифу приказано, чтобы он принудил держателей этого манора выполнять в пользу Рожера де Валлибуса те повинности и службы, которые они обычно выполняли. Приказано также шерифу, что если указанному Рожеру случиться в целях принуждения этих людей к вышеуказанным службам арестовать их скот или движимость, шериф не должен освобождать это имущество под предлогом какого-либо приказа из канцелярии, если в этом приказе не будет прямого упоминания о данном судебном решении.
Тяжба аббата де Беко и его вилланом (1302 г.)
Присяжные говорят, что Джон де Брохюль из деревни Вендон является вилланом аббата де Беко и что он подлежит [321] обложению тальей и с головы до ног находится в воле аббата[7]. И аббат заявил, что за то, что он (виллан) оказал ему неповиновение, Вильям де Грэфтон (сенешал этого аббата) схватил виллана и посадил в колодки[8].
Тяжба между вилланами манора Саутвальхэм в Норфолке и их лордом Джоном Фастольфом (1324 г.)
Разные держатели и люди манора Саутвальхэм против Джона Фастольфа. Они утверждают, что этот манор - старинный домен короны и что упомянутый Джон требует с них другие и более тяжелые вилланские повинности, чем они имели обыкновение и обязаны были платить и выполнять, и что он требует от них новых [повинностей]. [Лорд] отвечает им, протестуя против того, что их адвокат Томас Дарнедаль является вилланом, и требует, чтобы подобный прецедент никогда не мог быть использован к его (лорда) ущербу. И сверх того, он говорит, что некоторым из тех [держателей], которых он называет по имени, он не обязан отвечать, ибо они его вилланы[9]. А в отношении остальных он просит, чтобы они указали, на каком основании [они считают, что] указанный манор - старинный домен короны. И они сослались на данные Книги Страшного суда. Первые же названые вилланами [держателями] заявили, что они не вилланы, а свободные сокмены этого манора. Позже Гальфрид Жерард и другие держатели не стали поддерживать свой иск[10]. Поэтому они были оштрафованы, Джон Фастольф отпущен с миром, [оправдан].[1] Как видно из этого документа, манор Уайткок принадлежал королю и держатели считали его манором «старинного домена короны». На этом основании они претендовали на привилегии вилланов старинного домена - на определенность повинностей в пользу лорда и на право жаловаться на него в суд, в случае когда он лишает их наделов.
[2] Сокмен - в XIII в. свободный держатель за денежную ренту. Здесь имеются в виду вилланы-сокмены, т. е. вилланы старинного домена короны, пользовавшиеся некоторыми правовыми привилегиями по сравнению с другими вилланами.
[3] Виргата - мера земли, равная в среднем 30 акрам.
[4] Талья - в данном случае произвольный феодальный побор, взимавшийся лордами с вилланов и считавшийся одним из характерных признаков вилланского, крепостного состояния крестьянина.
[5] Талья - в данном случае государственный побор, взимавшийся королем с его домениальных земель и, в частности, с городов, но не распространявшийся на земли других феодалов.
[6] Старинный домен короны - маноры, записанные в качестве королевского домена (terra regis) в Книге Страшного суда. Эти маноры сохраняли свой статут и привилегии старинного домена и тогда, когда они переходили в руки других феодалов.
[7] Т. е. его крепостной.
[8] Английское феодальное право признавало за лордом право арестовывать, заковывать в кандалы и колодки непокорных вилланов.
[9] Здесь лорд опирается на юридический принцип. «Исключения вилланства» (exceptio villenagii), лежавший в основе английского феодального права, согласно которому вилланы не имели права возбуждать дела против своего лорда в королевском суде.
[10] Вилланы часто вынуждены были отказываться от своих исков против лордов ввиду их безнадежности, недостатка денежных средств для ведения процесса или прямого нажима со стороны лорда и королевских чиновников.
Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков в трех томах. Под ред. акад. С. Д. Сказкина. Том II, X - XV века. М., 1963. С. 320 - 322.
Комментарии |
|