I. Нота русскою министра иностранных дел Покровского на имя французского посла в Петрограде Палеолога от 1/14 февраля 1917 года.
В вашей ноте от сего числа ваше прев-ство благоволили уведомить имп. правительство, что правительство Республики имеет в виду включить в условия мира, которые должны быть предложены Германии, следующие требования и гарантии территориального характера:
1. Эльзас-Лотарингия должна быть возвращена Франции.
2. Границы должны быть распространены, по крайней мере, до пределов бывшего Лотарингского княжества и должны быть начертаны по усмотрению французского правительства таким образом, чтобы удовлетворить стратегическим потребностям и включить во французскую территорию весь лотарингский железный район и весь угольный район долины Саара.
3. Остальные территории, расположенные на левом берегу Рейна, которые ныне составляют часть Германской империи, должны быть окончательно отделены от Германии и освобождены от всякой политической и экономической зависимости от нее.
4. Территории на левом берегу Рейна вне французской территории должны образовать автономное и нейтральное государство и должны быть заняты французскими войсками до того момента, пока неприятельские государства не выполнят целиком всех условий и гарантий, указанных в мирном договоре. [68]
Ваше прев-Ство отметили, что правительство Республики было бы счастливо рассчитывать на поддержку имп. правительства в деле выполнения своих планов.... Я имею честь от имени росс, правительства уведомить ваше прев-ство, что правительство Республики может рассчитывать на поддержку имп. правительства при выполнении своих, указанных выше, планов.
II. Телеграмма российского посла в Париже Извольского на имя министра иностранных дел Покровского от 26 февраля (11 марта) 1917 года.
... Правительство Французской республики, желая подтвердить важность договоров, заключенных с российским правительством в 1916 году для урегулирования при окончании войны вопроса о Константинополе и о Проливах в соответствии с вожделениями России, желая, с другой стороны, обеспечить своему союзнику в военном и промышленном отношении все гарантии, нужные для безопасности и для экономического развития империи, признает полную свободу России в деле определения своих западных границ.
Текст воспроизведен по изданию: Ключников Ю.В. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. - Ч. 2: От империалистической войны до снятия блокады с Советской России. - М., 1926. С. 68 - 69.