История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
В Петербурге бастовало около 60 предприятий с несколькими десятками тысяч рабочих. Забастовки были: в Невском районе - на Обуховском заводе, карточной фабрике Торнтон, Атлас и других; в Выборгском районе - на заводах Айваз, Рено, Старый и Новый Лесснер и других. Рабочие «Нового Лесснера» вышли на улицу с пением революционных песен. При появлении полиции осталось около двухсот человек, которые с криком «хлеба», «долой войну» продолжали итти по Литейному проспекту вплоть до тех пор, пока полиция не обнажила шашек. В Нарвском районе была демонстрация рабочих завода «Скороход», но была рассеяна нагайками. Рабочие Путиловского завода вышли на улицу с красными флагами (надписи: «долой правительство, да здравствует республика, долой войну!»). В результате стычка с полицией и арест двух. На Васильевском острове на заводах Рейхель и других мелких были забастовки и митинги, под лозунгами П. К. С.-Д. большевиков.
В высших учебных заведениях происходили сходки, после которых студенты и курсистки ходили по Невскому Проспекту с революционными песнями, несмотря на препятствия со стороны полиции. Было арестовало около 20 человек. Возле Таврического Дворца собралось около 500 человек, но они были рассеяны полицией.
В М о с к в е бастовали Сокольничьи мастерские Военного снаряжения, Московское Гор. Управление и несколько мелких предприятий. На улицах кое-где скоплялись массы народа, но [21] они разгонялись усиленным нарядом полиции. Было произведено несколько арестов и обысков.
В Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м е с разъяснениями по продовольственному вопросу выступил министр земледелия Риттих. В своей речи он указал, что поступление хлеба для армии очень увеличилось в декабре и январе. Крестьяне охотно везли хлеб, но будет ли так дальше, Риттих в этом не уверен, так как есть серьезные причины, которые этому препятствуют. Риттих не боится распутицы, которая может наступить, но он боится неуклонно растущего отрицательного отношения ко всем мерам министерства земледелия со стороны известной части Гос. Думы, которая не доверяет правительству и всеми способами внушает такое отношение к нему и крестьянам. - Обсуждение речи Риттиха Гос. Думой было отложено до одного из следующих заседаний.
От имени «прогрессивного блока», в состав которого входили (члены фракций «прогрессивных националистов», «центра», «земцев-октябристов», думской группы «союза 17 октября» и «народной свободы», выступил с заявлением председатель бюро прогрессивного блока, Шидловский. В заявлении говорится о том, что война требует от государственной власти такого авторитета и такой силы, которые дали бы возможность этой власти проводить в жизнь меры, затрагивающие народную жизнь во всей ее глубине. Для этого необходимо прежде всего, чтобы люди, управляющие страной, были признанными вождями нации, затем, чтобы люди эти были объединены друг с другом общностью понимания очередных задач управления и, наконец, чтобы понимание это встречало поддержку страны и законодательных учреждений. Если в союзных странах такая власть уже имеется, то ничего подобного нет в России. Последствием такого положения дел явилось то расстройство управления, которое повело к ряду печальных и грозных явлений в области снабжения продовольствием и топливом и своевременной перевозки того и другого к местам назначения.
Гос. Дума подавляющим большинством постановила немедленно перейти к обсуждению заявления прогрессивного блока. С речами выступили Чхеидзе (с.-д. меньшевик) Пуришкевич (крайний правый, бывший основатель «союза русского народа») и Ефремов (прогрессист). Ч х е и д з е в своей речи критиковал главным образом позицию прогрессивного блока по отношению к правительству. По его мнению, правительство совершенно не думает о том, что Гос. Дума поведет с ним серьезную борьбу, и оно совершенно право. «Ведь для того, чтобы это правительство сошло со сцены и явилось правительство, которое нужно стране, нужна и решительная борьба, нужно движение народа, но ведь движение может перейти и в революцию. А можете ли вы сочетать революционные перспективы в стране и осуществление, положим, ваших империалистических мечтаний о Константинополе [22] и проливах? Я думаю, что вы такого сочетания перспектив допустить не можете... Есть, однако, одно обстоятельство, которое помешает вам итти тем путем, которым вы шли до сих пор. Война принесла много сюрпризов, и один из сюрпризов заключается в том, что несмотря на гражданское перемирие, классовые противоречия растут, и в России всплывают такие вопросы, часть которых вы совершенно сдали в архив. Добровольно с этими вопросами вы встретиться не пожелаете, ибо кто из вас пожелал бы решить аграрный вопрос на началах экспроприации или разрешить вопросы о свободе коалиций, о 8-ми часовом рабочем дне и т. д.? Но наступил момент, когда свобода выбора тактики почти отсутствует. Для разрешения задач, которые стоят перед Россией, это правительство не годится. Это одно обстоятельство, а другое - это то, что это правительство роковым образом стремится провалиться в пропасть, и благоразумнее оторваться от него во время, чтобы оно не увлекло и других в эту пропасть».
П у р и ш к е в и ч в своей речи сказал, что, вникая во все происходящее, всякий скажет, что объединенного правительства, как такового, сейчас нет, нет кабинета, нет объединенной для дела власти, способной понять всю серьезность переживаемых событий, нет уверенности в завтрашнем дне. Над Гос. Думой висит Дамоклов меч роспуска, ее пугают роспуском. Гос. Дума, вероятно, будет распущена, ибо перед ней альтернатива: либо стать лакейской министра внутр. дел и работать, повинуясь и услужая ему, либо сохранить свое лицо, лицо честных верноподданных граждан и патриотов, выразителей нужд народной души в дни военной брани. Пуришкевич не сомневается, что, может быть, за исключением 2-3 лиц, нет разномыслия, что «Гос. Дума во имя блага родины предпочтет последнее, ибо она знает, что бывают крушения более почетные, чем иные удачные плавания. Четвертая Дума - не суда Небогатовской эскадры и позорно спасать себя среди жестоких бурь не будет».
Последний оратор Е ф р е м о в в своей речи подчеркнул ту мысль, что прогрессисты неоднократно заявляли о том, что великая опасность - в старом государственном строе, что необходима не смена лиц, а изменение системы государственного управления, и что спасение в действительной ответственности правительства перед народным представительством.
В Г о с. С о в е т е, возобновившем свои занятия в тот же день, произошел в самом начале заседания инцидент, вследствие недопущения председателем Гос. Думы, Щегловитовым, внеочередного заявления, с которым хотел выступить профессор Гримм. Вся левая часть Гос. Сов. покинула, зал заседания. После этого инцидента Гос. Сов. был занят рассмотрением мелких законопроектов. Ряд законопроектов, касающихся обеспечения на случай болезни мастеровых, рабочих и вольнонаемных служащих в некоторых правительственных учреждениях, был передан в [23] комиссию по торговле и промышленности. В особую комиссию, состоящую из 15 членов Гос. Сов., был передан и законопроект о трезвости. Законопроект о наделении землей амурских и уссурийских казачьих войск, в виду неустранимых разногласий с Гос. Думой, был отклонен.
Текст воспроизведен по изданию: Революция 1917 года: (хроника событий). - Т. 1. - М.; Пг.: 1923. С. 21 - 24.
1917 ГОД В МОСКВЕ
Бастовали Сокольнические мастерские военного снаряжения, завод Михельсона, завод Добровых и Набгольц, завод Московского городского управления и несколько мелких предприятий. На улицах собирались группы рабочих. Их разгоняла полиция. Было произведено несколько арестов и обысков («П. Р.», 1923, 2 (14), 492-493; Хрон., I, 21).
1917-Й ГОД В ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОМ РАЙОНЕ
Иваново-Вознесенск. Продовольственный вопрос. Иваново-Вознесенским Особым Совещанием по продовольствию об'явлен размер сахарной порции на февраль месяц: 2 фунта по цене 28 коп. - фунт рафинада, 23 коп. фунт сахарного песку.
Комментарии |
|