История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
«Попробуйте арестовать за что-либо хоть одного американского солдата!»


Циркуляр о воспрещении иметь в городах иностранную милицию был препровожден мною, между прочим, и начальнику американского отряда, которому начальник 2-го военного района генерал-майор Межак разрешил словесно организовать эту милицию исключительно для надзора за американскими солдатами по примеру других городов Восточной Сибири.

По вступлении моем в должность я лично был свидетелем на улице неоднократно приставаний американцев к местным женщинам и гимназисткам, о чем и заявлял словесно генерал-майору Межаку (с которым у меня и по должности и в личных отношениях самая тесная связь), но в этом деле генералу казались слухи о приставании американцев преувеличенными и, считая их нашими союзниками, дал им право не только иметь наружную милицию, но даже открыть в центре города управление милиции в доме Второва, над которым красуется национальный американский флаг.

По возвращении моем из поездки 21 сего мая я был приглашен ген. Межаком на совещание в помещении района (военного), где застал полковника Морроу с его свитой. Полковник развернул план города, и уже обсуждался вопрос о местах установки постов и помещений для участников по городу. При этом он в очень повышенном тоне заявил всем, что он находит нужным установить милицию не только для наблюдения за американцами, но и в ограждение русских от насилий со стороны американцев. Весь тон разговора был оскорбительным для русских властей, о чем ген. Межак и будет доносить военным властям в г. Читу, ввиду категорического его заявления, что он будет здесь делать, то, что он считает нужным, не спрашивая разрешения русских властей. Полковник Морроу - тот самый, который взял под свое покровительство калмыковских большевиков. Все изложенное в донесениях подтверждаю массой жалоб, обращенных ко мне от известных в городе лиц и считаю необходимым просить Ваше Превосходительство настоять на перемещении полковника Морроу из г. Верхнеудинска куда-либо, так как конфликт как с населением, так и с кон-ны-м полком, который хотел полковник Морроу разоружить, и с японцами, неизбежен.

Расположившись за интендантскими складами, американцы [91] рубят без разрешения городской лес для устройства конюшен и бараков, не занимаются никаким обучением низших чинов, а в то же время американские солдаты бродят по городу в течение суток и безобразничают. Большинство их отряда, - евреи, беглые в 1905 г. из России, а теперь приехали доканчивать созданную ими же революцию. Масса из них отлично говорит по-русски и соединилась уже с местными евреями, среди которых большевизм не уснул.

Кончая в резкой форме свой разговор 21 сего мая, полковник в служебном кабинете генерала надел шапку и сказал: «Попробуйте арестовать за что-либо хоть одного американского солдата!»

Положение невыносимое для русского человека вообще, а для представителя власти безвыходное, если не будет убран полк Морроу и выведен немедленно из города названный отряд.

При этом прошу сношения о разъяснении ген. Межаку, что военный район не может выходить из предоставленной ему власти строго определенными статьями Положения о районах, а в особенности по отношению к милиции. (Приложение №№ 2589 и 2653).


Управляющий уездом Коровин-Пиотровский


ГАРФ. Ф. 147. Оп. 3. Д. 5. Л. 26. Заверенная копия.

Текст воспроизведен по изданию: Колчак и интервенция на Дальнем Востоке: Документы и материалы. - Владивосток, 1995. С. 91 - 92.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."