История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
29 минувшего сентября состоялось заседание московского отдела театрального комитета партии народной свободы, на котором обсуждалось текущее политическое положение и в частности настроение широких общественных кругов в связи с последними фактами и назначениями.

Выяснение настроения общества поставлено было, как очередная задача, петроградским отделом центрального комитета, который недавно обратился с соответствующим запросом ко всем провинциальным отделам партии, отдельным общественным деятелям, а также к органам печати, находящимся в связи с органами кадетской партии. Анкете этой в партийных кругах придается большое значение, так как она должна дать ответы на текущие политические вопросы не только в смысле выяснения отношения к ним различных общественных кругов, до самых низов включительно, но и в смысле определения той линии поведения и тех практических шагов, которые должны быть предприняты общественными кругами в борьбе с новым реакционным натиском со стороны правительства. [63]

При обсуждении указанного вопроса в московском отделе всеми участниками подчеркивалось, что о настроении Москвы можно говорить самым определенным и уверенным образом, так как имеются авторитетные заявления видных общественных деятелей, находящихся в самой тесной связи с теми кругами, настроение которых они характеризуют.

В общей формуле настроение Москвы определяется, как  р е з к о  о п п о з и ц и о н н о е.  Только ничтожные количественно группы находят возможным оправдать политику правительства. Необходимо, однако, отметить, что эта оппозиционность далека от революционности в настоящем смысле этого слова, так как не выдвигаются ни революционные требования, ни революционная тактика действий. Наоборот, всеми кругами общества, сверху донизу, отстаивается необходимость  о т л о ж и т ь  с ч е т ы  с  в л а с т ь ю  д о  м о м е н т а  п о л н о г о  п о р а ж е н и я  в н е ш н е г о  в р а г а.

При обсуждении вопроса о господствующем настроении самым определенным образом подчеркнуто было одно обстоятельство, которое констатировано целым рядом деятелей, - именно рост  а н т и д и н а с т и ч е с к о г о  настроения. Особенно интенсивно рост этот замечается в низах общества, где он питается самыми нелепыми, дикими сплетнями и слухами. Проникшие в эти слои слухи о роли Григория  Р а с п у т и н а  и о влиянии его на настроение правительственного курса носят крайне неблагоприятный характер. На основании бесед с многими гласными городской думы, председатели обоих отделов находят возможным констатировать, что то же аптидинастическое настроение, не заключающее никаких конкретных, требований и выражающееся в крайне остром раздражении, наблюдается и в средних кругах московского общества. На основании отдельных заявлений из дворянской среды, есть основания полагать, что ростки этого движения заметны и здесь. Далее, было отмечено, что со всех сторон и из вполне заслуживающих доверия источников поступают сведения о росте того же настроения и в армии.

Одним из подтверждений указанного настроения может служить тот живейший отклик, какой встретила в самых широких кругах общества помещенная в № 221 газеты «Русские Ведомости» за текущий год статья члена Государственной Думы  В. А.  М а к л а к о в а,  посвященная вопросу об отношении к верховной власти. По заявлению известного члена кадетской партии  К и з е в е т т е р а,  статья эта вызвала массовые выражения благодарности по адресу автора и редакции, номера же газеты с этой статьей специально ради нее были затребованы в значительном количестве.

В частности (чему было придано чрезвычайно важное и симптоматическое значение), со слов  П. П.  Р я б у ш и н с к о г о  было отмечено, что вышеуказанная тенденция начинает все шире и шире захватывать как крупное московское купечество, так и старообрядческие круги.

Отвечая на вопрос о настроении Москвы, ораторы указывали еще на ту крайнюю нервность, которая царит во всех кругах общества и при первом же толчке может повести к ужасным проявлениям хаоса и анархии.

По вопросу о ближайших практических шагах в борьбе с реакцией комитет не нашел возможным сейчас высказаться определенным образом. Пока решено придерживаться выжидательной тактики, при чем позицию эту признано необходимым сохранить до созыва Государственной Думы.

Вместе с тем, однако, высказано общее пожелание о дальнейшем энергичном продолжении «натиска» общественных сил на правительство, а равно о принятии мер к тому, чтобы втянуть в эту кампанию и дворянство, т.-е. то именно сословие, которое правительство считает самым падежным своим оплотом. [64]

В частности выражено пожелание о необходимости, в связи с переживаемыми событиями, созыва большого партийного съезда.

Вопрос об этом поднят не московским отделом в целом, а внесен в порядке отдельного предложения, которое подлежит еще дальнейшему обсуждению.

Об изложенном, с представлением при сем вышеприведенной статьи В. Маклакова, в копии, имею честь донести вашему превосходительству.


Полковник Мартынов.



2/Х 1915 г.

(6 делопр., д. № 27 Вх. 28145).

 

Приложение.

«Т р а г и ч е с к о е  п о л о ж е н и е».

Развитие техники создало это положение; в таком остром виде оно не могло быть прежде ни прямо, ни в аллегории.

Вы несетесь на автомобиле по крутой и узкой дороге; один неверный шаг, - и вы безвозвратно погибли. В автомобиле - близкие люди, родная мать ваша.

И вдруг вы видите, что ваш шоффер править не может; потому ли, что он вообще не владеет машиной на спусках, или он устал и уже не понимает, что делает, но он ведет к гибели и вас, и себя, и если продолжать ехать, как он, перед вами - неизбежная гибель.

К счастью, в автомобиле есть люди, которые умеют править машиной, им надо поскорее взяться за руль. Но задача пересесть на полном ходу нелегка и опасна; одна секунда без управления, - и автомобиль будет в пропасти.

Однако выбора нет, - вы идете на это. Но сам шоффер не идет. Оттого ли, что он ослеп и не видит, что он слаб и не соображает, из профессионального самолюбия или упрямства, но он цепко ухватился за руль и никого не пускает.

Что делать в такие минуты?

Заставить его насильно уступить свое место? Но это хорошо на мирной телеге или в обычное время, на тихом ходу, на равнине; тогда это может оказаться спасением. Но можно ли сделать это на бешеном спуске, по горной дороге? Как бы вы ни были и ловки, и сильны, в его руках Фактически руль, он машиной сейчас управляет, и один неверный поворот или неловкое движение этой руки, - и машина погибла. Вы знаете это, но и он тоже знает. И он смеется над вашей тревогой и вашим бессилием: «Не посмеете тронуть!».

Он прав: вы не посмеете тронуть; если бы даже страх или негодование вас так охватили, что, забыв об опасности, забыв о себе, вы решились силой выхватить руль, - пусть оба погибнем, - вы остановитесь: речь идет не только о вас: вы везете с собой свою мать; ведь вы и ее погубите вместе с собой, сами погубите.

И вы себя сдержите; вы отложите счеты с шофером до того вожделенного времени, когда минует опасность, когда вы будете опять на равнине; вы оставите руль у шофера. Более того, вы постараетесь ему не мешать, будете даже помогать советом, указанием, содействием. Вы будете правы, - так и нужно сделать. Но что будете вы испытывать при мысли, что ваша сдержанность может все-таки не привести ни к чему, что даже и с вашей помощью шофер не управится! Что будете вы переживать, если ваша мать при виде опасности будет просить вас о помощи и, не понимая вашего поведения, обвинит вас за бездействие и равнодушие?


В. Маклаков.


(«Русские Ведомости», № 221, 1915 г.).


Текст воспроизведен по изданию: Буржуазия накануне Февральской революции. - М. - Л., 1927. С. 63 - 65.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."