История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР
Заседание открывается в 4 часа 24 мин.  Г е н е р а л - Ф е л ь д м а р ш а л о м  П р и н ц е м  Л е о п о л ь д о м  Б а в а р с к и м  следующей речью:

Ваше Высочество, Ваши Превосходительства, Господа! Прежде всего, я хотел бы приветствовать Вас, господа, в моей главной квартире в качестве гостей. Стараниями некоторых из присутствующих лиц удалось после трех с половиной лет войны заключением перемирия положить ей конец. Я надеюсь, что г.г. делегатам держав Четверного Союза и могущественной Российской Республики удастся довести переговоры до такой стадии, что мы в кратчайший срок окажемся перед лицом мира, несущего, счастье народам. Я думаю. что выражу общее мнение, если я попрошу Ваше Высочество Ибрагима Хакки-Пашу, в качестве старейшего, принять пока председательствование на этих переговорах. От всего сердца желаю, чтобы работы, которые Вас, господа, теперь здесь ожидают, вскоре привели к счастливому концу.

После этого, Принц Леопольд Баварский прощается с присутствующими уполномоченными.

И б р а г и м  X а к к и - П а ш а  занимает место председатели и обращается к собранию с речью:

Господа, я очень благодарен за то, что Е. К. В. Главнокомандующий дал мне возможность председательствовать на Вашем первом заседании, и я благодарю Вас за. то, что Вы приняли это предложение. Для меня высокой честь и особая радость председательствовать на этом первом заседании мирной конференции делегатов пяти держав, и я надеюсь, что Ваши старания весьма скоро принесут столь желанный мир России, Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции. Я приветствую всех делегатов пяти держав, в особенности делегаток Российского Правительства, которое имело мужество провозгласить принципы гуманности перед лицом всего мира. [3]

Господа, мы здесь гости Германского Правительства, желания которого его представитель Е. К. В. здешний Главнокомандующий так любезно выразил. Я убежден, что, действую в согласии с Вами, если выскажу Е. К. В. нашу самую искреннюю благодарность. Точно так же я рассчитываю на Ваше одобрение, предлагая Его Превосходительству г. фон-Кюльману, полномочному Германскому представителю, принять председательствование на себя.

К ю л ь м а н  (занимая председательское место):

Ваше Высочество, Милостивая Государыня, Господа!

Для страны, которую я здесь представляю, и для меня самого является высокой честью, по предложению Его Высочества Великого Визиря Хакки-Паши и согласно Вашему решению, председательствовать на сегодняшнем первом совещании, на котором сошлись представители Союзных Держав с делегатами Русского народа, чтобы положить конец войне и восстановить мир и дружбу между Россией и представленными здесь державами. Не может быть и речи о том, чтобы в открывающемся теперь совещании условия мира были внесены до мельчайших деталей. Прежде всего, нам предстоит определить главнейшие принципы и условия, при которых мирные и дружественные сношения, особенно в культурной и хозяйственной области, могли бы быть возобновлены, а также обсудить лучшие средства для излечения ран, причиненных войной. Наши переговоры будут проникнуты духом примирительного человеколюбия и взаимного уважения. Мы должны считаться, с одной стороны, с историческими данными, с историческим развитием, иначе - у нас не будет твердой почвы под ногами; с другой же стороны, мы должны руководствоваться теми новыми и великими идеями, к осуществлению которых стремятся присутствующие.

Позвольте мне отметить, как счастливое предзнаменование окончания наших переговоров, то, что они происходят под знаком того праздника, который много столетий тому назад возвестил нам наступление «мира на земле». Открывая сегодняшнее заседание, я позволю себе, в качестве председателя, выразить желание, чтобы ход наших работ был быстрый и успешный.

Позвольте теперь перейти к самому порядку дня.

Прежде всего, я хотел бы упомянуть о некоторых чисто формальных вопросах. Первый из них касается - это маленькая формальность, но она необходима, - определения порядка рангов. Для этого я предлагаю, чтобы мы, по примеру прежних, подобных заседаний, придерживались инициалов соответствующих стран, в порядке, в коем они следуют в латинском алфавите: напр. Австрия, Болгария... (Принимается).

Второй вопрос, это - вопрос о председательствовании. Я предложил бы, чтобы мы не руководствовались прецедентами, а председательствование велось бы попеременно всеми представителями учатствующих в конференции держав. [4]

Согласны ли вы с этим предложением? (Принимается).

Следующий формальный пункт касается языка переговоров. Я предложил бы, чтобы при переговорах были допущены, как равноправные, языки всех здесь присутствующих держав. Сами мы будем вести переговоры, по примеру переговоров о перемирии, на немецком и русском языках.

И б р а г и м  X а к к и - П aш а  предлагает допустить и французский язык.

К ю л ь м а н.  Французский язык допустим, как язык интернациональный, к тому же он признан дипломатическим языком.

Затем, я хотел бы коснуться вопроса о способе переговоров. Поскольку обсуждаются общие принципы и предметы, одинаково интересующие все здесь представленные державы, я хотел бы предложить обсуждать их в пленарных заседаниях. Однако, когда мы покинем почву общих принципов, явится необходимость в переговорах одной державы с другой, напр. скажем: Болгарии с Россией, Турции с Россией. Для этих переговоров я предложил бы применять менее громоздкий аппарат, прежде всего, для того, чтобы дать возможность заседать одновременно двум или трем совещаниям, иначе переговоры слишком затянутся. Каждый раз, конечно, придется решать, путем обсуждения, требует ли стоящая в программе заседания тема общего обсуждения или сепаратных переговоров. Таким образом, с формальной частью, поскольку она подлежала сегодня разрешению, мы покончили. Я позволю себе, с разрешения высокого собрания, просить господина Председателя Русской делегации изложить нам в основных чертах те руководящие мысли, которые, по его мнению, должны быть положены в основу наших работ.

И о ф ф е.  Прежде, чем перейти к изложению положений, выставляемых Российской делегацией, я хотел бы, в связи с формальными, вопросами, здесь возбужденными, сказать несколько слов. Со стороны Российской делегации есть еще одно предложение. Мы считаем необходимым, чтобы все заседания были публичными, и, чтобы велись подробные протоколы, при чем за каждой стороной остается право публиковать полностью протоколы заседаний.

К ю л ь м а н.  Господа, вы слышали предложение господина Председателя Русской делегации. Желает ли кто-нибудь высказаться по поводу этого предложения?

И б р а г и м  X а к к и - П а ш а  (на франц. языке) выражает по этому поводу свои сомнения.

К ю л ь м а н.  Я позволю себе вкратце передать замечание, которое Его Превосходительство Хакки-Паша формулировал от имени Турецкой делегации. Оно состоит в том, что, сама по себе, публичность переговоров не вызывает у него возражений, но он держится того взгляда, что ежедневное осведомление печати о ходе переговоров [5] об отдельных стадиях развития их, до их окончания возбудит газетную полемику и может угрожать продолжению и успешному окончанию переговоров.

И б р а г и м  X а к к и - П а ш а  говорит, что подобное вынесение на улицу могло бы помешать, по его мнению, успешности переговоров, и поэтому он предлагает Русской делегаций найти средний путь, который, не затрагивая принципа публичности, вместо с тем не подвергал бы ежедневной открытой дискуссии отдельные аргументы и фазисы переговоров.

И о ф ф е.  Мы полагаем, что, наоборот, открытое и гласное обсуждение условий мира полезно и даже необходимо в интересах достижения того мира, за который мы боремся. Я хочу указать на то, что ежедневное опубликование стенограмм технически будет невозможно. Это подтверждается опытом, который был у нас при переговорах, о перемирии. Так как протоколы ведутся на русском и немецком языках, то является необходимость сверять протоколы и только после этого публиковать их. Это так быстро не делается, всегда происходит некоторая задержка. Я думаю, что то же самое произойдет и теперь. Но мне кажется, что неправильно было бы обязательно опубликовывать только по окончаний заседания,

К ю л ь м а н.  Мне было бы особенно неприятно, если бы возникло какое-либо сомнение относительно того, что мы, хотя бы в малейшей степени, заинтересованы в ограничении самой широкой гласности. Наш предложения и паши обсуждения не боятся света самой широкой гласности. Но я признаю, что сомнения, высказанные Его Превосходительством Хакки-Пашой, не могут быть без дальнейшего обсуждения отвергнуты, и я склоняюсь к тому решению, что, после только что сказанного господином Председателем Русской делегаций, мы найдем этот средний путь в той форме, на которую он указал, а именно, - что мы будем сравнивать и сверять наши протоколы.

И б р а г и м  X а к к и - П а ш а  заявляет, что он, в общем, согласен с этой постановкой вопроса.

К ю л ь м а н.  Я могу констатировать, что по поводу предложения Русской делегации разногласий не имеется.

И о ф ф е.  Перехожу к положениям, выдвигаемым Русской делегацией.

Русская делегация исходит из ясно выраженной воли народов Революционной России добиться скорейшего заключения всеобщего демократического мира. Делегация полагает, что единственными принципами такого мира, для всех одинаково приемлемыми, являются принципы, выраженные в декрете о мире, единогласно принятом ни Всероссийском Съезде Рабочих и Солдатских Депутатов и подтвержденном на Всероссийском Крестьянском Съезде.

Декрет этот гласит: «Справедливым или демократическим миром, [6] которого жаждет подавляющее большинство. истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, - миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, таким миром правительство. считает немедленный мир без аннексий, т.-е. без захватов чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей, и без контрибуции. Под аннексией, или захватом чужих земель, правительство понимает, сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или ела бой народности, без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация, независимо, наконец, от того, в Европе ли или в далеких заокеанских странах эта нация живет.

Если какая бы то ни было нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию, - все равно, выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или в возмущениях и восстаниях против национального гнета, - не предоставляется право свободным голосованием, при полном выводе войск присоединяющей, или вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией или захватом и насилием.

Продолжать эту войну ради того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, правительство считает величайшим преступлением против человечества и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых, для всех без изъятия народностей условиях».

Исходя из этих принципов, Российская делегация предлагает положить в основу мирных переговоров нижеследующие шесть пунктов:

1) Не допускаются никакие насильственные присоединения захваченных во время войны территорий. Войска, оккупирующие эти территории, выводятся оттуда в кратчайший срок.

2) Восстанавливается во всей полноте политическая самостоятельность тех народов, которые во время настоящей войны были этой самостоятельности лишены.

3) Национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, гарантируется возможность свободно решить вопрос о своей принадлежности к тому или другому государству или о своей государственной самостоятельности путем референдума. Этот референдум должен быть организован таким образом, чтобы [7] была обеспечена полная свобода голосования для всего населения данной территории, не исключая эмигрантов и беженцев.

4) По отношению к территориям, сообитаемым несколькими национальностями, право меньшинства ограждается специальными законами, обеспечивающими ему культурно-национальную самостоятельность и, при наличности фактической к тому возможности, административную автономию.

5) Ни одна из воюющих стран не обязана платить другим странам, так назыв. «военных издержек»; взысканные, уже контрибуции подлежат возвращению. Что касается возмещения убытков частных лиц, пострадавших от войны, таковое производится из особого фонда, образованного путем пропорциональных взносов всех воюющих стран.

6) Колониальные вопросы решаются при соблюдении принципов, изложенных в пунктах 1, 2, 3 и 4.

В дополнение к этим пунктам, Российская делегация предлагает договаривающимся сторонам признать недопустимыми какие-либо косвенные стеснения свободы более слабых наций со стороны наций более сильных, как-то: экономический бойкот, подчинение в хозяйственном отношении одной страны другою, при помощи навязанного торгового договора, сепаратные таможенные соглашения, стесняющие свободу торговли третьих стран, морскую блокаду, не преследующую непосредственно военных целей и т. п. Вот те основные принципы, одинаково для всех приемлемые, без признаний которых делегация Российской Республики не представляет себе возможности заключения всеобщего мира.

К ю л ь м а н.  Имеет ли к го из других членов Русской делегации что-нибудь добавить к этим соображениям?

П о к р о в с к и й.  Это наше общее мнение.

К ю л ь м а н.  Я хотел бы после этих, имеющих громадное значение предложений, которые нам только что сделал господин Председатель Русской делегации, выразить мнение, что по отношению к этим глубоко принципиальным основным положениям мы не морем занять определенной позиции, пока мы не будем иметь возможности в общей беседе взвесить эти положения и определить нашу позицию по отношению к этим предложениям. Я был бы благодарен, если бы речь господина Председателя Русской делегации, которая, как я смею предположить, уже имеется в письменной форме, как можно скорее была доставлена нам в оттисках, и, кроме того, я хотел бы узнать мнение уважаемых господ делегатов, считают ли они возможным изучить и обсудить эти предложения в течение сегодняшнего вечера и завтрашнего утра, для того, чтобы завтра мне ознакомить Русскую делегацию с нашим ответом.

Ч е р н и н.  Я хотел бы относительно этого предложения сказать, что нам следует попытаться изготовить ответ в течение завтрашнего [8] утра. Если бы это встретило большие затруднения и оказалось бы не возможным, то мы сможем отложит предполагаемое па завтрашний день заседание.

К ю л ь м а н.  Тогда я могу предложить следующее: если мы г. Председателю Русской делегации завтра утром не сообщим чего-либо другого, то мы соберемся завтра в 4 часа пополудни, чтобы ответить на предложения Русской делегации.

Нет ли еще каких-нибудь вопросов, которые бы стояли в связи с сегодняшним заседанием?

Тогда я позволю себе заседание на сегодня объявить закрытым.

Заседание закрывается в 5 час. 13 мин.
Текст воспроизведен по изданию: Мирные переговоры в Брест-Литовске с 22/9 декабря 1917 г. по 3 марта (18 февраля) 1918 г.: Пленарные заседания. Заседания политической комиссии. - Т. 1. - М., 1920. С. 3 - 9.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."