История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

5_big

Данное послание РПЦ было опубликовано практически во всех «Епархиальных ведомостях».



Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви, выслушав состоявшийся 2 марта 1917 года акт об отречении Государя императора Николая II[1] за себя и за сына[2] от Престола Государства Российского[3] и о сложении с себя Верховной власти, и состоявшийся 3 марта 1917 года акт об отказе великого князя Михаила Александровича[4] от восприятия Верховной власти впредь до установления в Учредительном Собрании[5] образа правления и новых основных законов Государства Российского, ПРИКАЗАЛИ: Означенные акты принять к сведению и исполнению[6] и объявить во всех православных храмах, в городских - в первый по получении текста сих актов день, а в сельских - в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утешении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея. О чем, для исполнения по духовному ведомству, послать подлежащим учреждениям и лицам циркулярные указы.


[Подписали[7]]:

Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;

Макарий [Парвицкий-Невский[8]], митрополит Московский;

Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;

Тихон [Белавин[9]], архиепископ Литовский;

Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;

Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;

Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;

Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;

Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов;

Протопресвитер [военного и морского духовенства] Георгий Шавельский.


6 марта 1917 г.


РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 2 а. Машинопись. Подлинник;
РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Д. 54. Л. 36, 40. Машинопись. Копия;
Вестник Временного правительства. Пг., 1917. №5 (51). С. 1;
Церковные ведомости (ЦВ). Пг., 1917. №9-15. С. 58.
Новое время. Пг., 1917. № 14720. С. 4.


[1] Николай II - последний российский император (1894-1917), сын Александра II.

[2] Сын Николая II - Алексей Николаевич Романов (1904-1918) - великий князь, цесаревич, наследник российского престола.

[3] В подлинном определении после слов «императора Николая II» рукою митрополита Киевского Владимира подписано чернилами: «за себя и за сына» (РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. I отдел. V стол. Д. 54. Л. 36).

[4] Михаил Александрович Романов (1878-1918) - великий князь, родной брат Николая II.

[5] Учредительное собрание в России - представительное учреждение, которое должно было установить образ правления в России и ее новые государственные законы. Главной задачей Временного правительства являлся созыв этого собрания. Выборы членов Учредительного собрания в 1917 г. неоднократно откладывались. Учредительное собрание собралось на свое первое заседание в петроградском Таврическом дворце 5 (18) января 1918 г. Закрыто оно было в 5-м часу утра 6 (19) января. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

[6] Члены Петроградского религиозно-философского общества, обсуждая на своих заседаниях 11-12 марта 1917 г. возможные модели церковно-государственных отношений, сочли действия Синода в первой декаде марта 1917 г. (см., например, док. №№ 4, 5, 7-9) не доведенными до логического конца. Они постановили довести до сведения Временного правительства следующее: «Принятие Синодом акта отречения царя от престола по обычной канцелярской форме «к сведению и исполнению» совершенно не соответствует тому огромной религиозной важности факту, которым церковь признала царя в священнодействии коронования помазанником Божиим. Необходимо издать для раскрепощения народной совести и предотвращения возможности реставрации соответственный акт от лица церковной иерархии, упраздняющий силу таинства царского миропомазания, по аналогии с церковными актами, упраздняющими силу таинств брака и священства» (Петроградские ведомости. Пг., 1917. № 44. С. 2; Вера и жизнь. Чернигов, 1917. № 3-4. С. 123).

[7] Из постоянных членов Св. синода отсутствует подпись одного митрополита Петроградского и Ладожского Питирима (Окнова), который 1 марта 1917 г. (по другим сведениям - 28 февраля), наряду с царскими министрами и высшими государственными чиновниками, был арестован как представитель прежней власти и ставленник Г. Распутина. 2 марта под давлением революционной власти Питирим подал прошение об увольнении на покой и на последующих заседаниях Синода не присутствовал. Прошение его было удовлетворено Синодом 6 марта. Местопребывание Питириму было определено в пределах Владикавказской епархии: или во Второ-Афонском Успенском монастыре, или на его подворье в Пятигорске (РГИА. Ф. 796. Оп. 209. Д. 2832. Л. 11 а; ЦВ. 1917. № 9-15. С. 69; Фруменкова Т.Г. Высшее православное духовенство в России в 1917 г. // Из глубины времен. Вып. 5. СПб., б/и. 1995. С. 75-76).

Осенью 1919 г., в Пятигорске, на подворье названного монастыря, состоялась, в присутствии князя Н. Жевахова, встреча митрополита Питирима с одним из бывших царских министров. В основном речь шла о прежних отношениях Питирима с Г. Распутиным, о влиянии последнего на Царскую Семью. Был затронут и вопрос об отношении бывшего Петербургского митрополита к институту самодержавия. В частности, Питирим сказал:

«Вот Вы подчеркивали свою близость к Государю [Николаю II], говорили, что бывали у его Величества даже без вызова, по вашему личному почину, почему же Вы не раскрыли глаза Государя на Распутина[?]... Кроме вас были и другие близкие, был протопресвитер [военного и морского духовенства] Шавельский, который по целым дням и каждый день находился в общении с Государем... Почему же он не сделал такой попытки, почему все сваливают ответственность только на одного митрополита Петербургского? Знаете ли вы, сколько раз видел митрополит Петербургский государя за время своего пребывания на столичной кафедре [с 23 ноября 1915 г. по 2 марта 1917 г.]?! Только четыре раза и, притом, по десять минут каждый раз.

То время, когда в строительстве государственном или хотя бы в указании верных линий государственной жизни принимали участие иерархи Церкви, давно уже прошло, политику давно уже делают другие люди, и государственная жизнь протекает по такому руслу, где редко встречается с Церковью. Это явление находят печальным не только иерархи...

Когда же Императрица [Александра Федоровна], ясно отдававшая себе отчет в этом явлении, приглашала петербургского митрополита для бесед на общие церковно-государственные темы, тогда общество стало обвинять митрополита в вмешательстве в политику и находить, что единственной дозволенной темой разговора митрополита с Царем и Царицей мог быть только Распутин.

Митрополит Петербургский сделал больше, чем все общество, забросавшее его тяжкими обвинениями. Он не побоялся клеветы, он принимал у себя Распутина, старался смягчать его влияние, обезвреживать, и я должен сказать, что хотя авторитет Распутина в глазах Государя и Государыни и действительно был высок, но Распутин не пользовался своим авторитетом для преступных целей, и самые ярые его враги не в состоянии будут указать ни одного преднамеренного преступного деяния с его стороны. Если бы его имя не сделалось мишенью для обстрела монархии, то он сошел бы со сцены так же, как сошли со сцены и его предшественники...

Все это хорошо сознавали все, но все боялись прослыть «распутницами» и тем громче кричали о преступлениях Распутина, чем больше желали отмежеваться от него и не запятнать своей репутации. А в чем выражались конкретные преступления Распутина, этого никто не мог сказать, и когда я об этом спрашивал, то никто не мог мне ответить, а отделывался лишь общими фразами. Не Распутин погубил Россию, а Ставка и Дума, но туда никто не заглядывал. Мне больше всех доставалось из-за Распутина, я страдал из-за этого имени больше, чем другие, ибо мной пользовались дурные люди играя именем Распутина. Добросовестный глупец всегда менее опасен, чем недобросовестный умный. Говорили, что Распутин сменяет и назначает министров. Может быть, и была доля правды в том что он рекомендовал Государю того или другого министра. И однако же этот ужасный человек, имя которого прогремело на весь свет как синоним зла, который якобы вызвал революцию, этот самый че ловек не рекомендовал Государю ни одного из тех лиц, которые сменили «распутинских ставленников» и образовали Временное Правительство, погубившее Россию. И уж во всяком случае Распутин любил Царя и Россию больше, чем эти преступники. Да, это был болезненный нарост на государственном организме, и было бы лучше, если бы его не было, однако видеть в Распутине главное зло в жизни России за последние годы значит не знать ни истории, ни психологии революции, на страницах которой имя Распутина даже не упоминалось.

Что же касается того, что митрополит Петербургский не восставал против увлечения Государя и Государыни именем Распутина, то этот вопрос рассматривался совсем не в той плоскости на которой бы можно было найти ответы на него. Важно не то, кто восставал, а кто не восставал, а важно то, что общество утратило понимание религиозной сущности самодержавия и стремилось подчинить волю Монарха своей воле. Помазанник Божий есть орудие воли Божией, а эта воля не всегда угодна людям, но всегда (здесь и далее выделено в источнике. - М.Б.) полезна. Народовластие же всегда гибельно, ибо Богу было угодно поставить, чтобы не паства управлял пастырем, а пастырь паствой. Там, где этот принцип нарушается, наступают последствия гораздо более горькие и опасные, чем все то, что признается ошибками или неправильными действиями пастыря. Пастырь ответственен пред Богом, народовластие же всегда безответственно, есть грех, бунт против Божеских установлений» (цит. по: Жевахов Н.Д. Воспоминания товарища обер-прокурора Св. синода князя Н.Д. Жевахова. М., 1993. Изд. Родник. Т. 2. С. 101-103).

[8] Относительно фамилии митрополита Макария встречаются разночтения. По одним источникам он от рождения «Невский», по другим - «Парвицкий». В-третьих говорится, что фамилия «Парвицкий» была им (в миру - Михаилом Андреевичем) сменена при окончании Тобольской се минарии в 1854 г. В целом, в историографии установилось написание «Парвицкий-Невский» (см. подробнее: Царю Небесному и земному верный. Митрополит Макарий Московский, апостол Ал тайский (Парвицкий-Невский). 1835-1926 гг. / Авт. и сост. Т. Гроян. М., Изд. Паломник. 1996. С. XXVI, 249,250, 262, 264, 337).

[9] В источниках встречается разночтение: данная фамилия пишется и как «Беллавин». Сам Тихон (с 21.11 (04.12). 1917 г. - патриарх Московский и всея России) писал с двумя «л». Однако в официальных документах и периодической печати чаще встречается первое написание. Именно оно и утвердилось в церковной и светской историографии (см.: Одинцов М.И. Русские патриархи XX века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М., Изд. РАГС. 1999. С. 17).


Текст воспроизведен по изданию: Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. (Материалы и архивные документы по истории Русской православной церкви). - М., 2006. С. 23.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."