История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

SWScan00396_800

ГИРС - САЗОНОВУ: Предъявленный Австро-Венгрией Сербии ультиматум... необычный в истории международных отношений... Ответ Сербии был признан неудовлетворительным, австрийский посланник покинул Белград, дипломатические сношения между двумя государствами прерваны, и, по-видимому, с минуты на минуту следует ожидать начала военных действий


Весьма доверительно

М. г., Сергей Дмитриевич,

Предпринятый ныне Австро-Венгрией крайне серьезный шаг, выразившийся в предъявлении ею Сербии ультиматума, побуждает меня коснуться того значения, которое шаг этот будет иметь на Балканском полуострове вообще и в частности в сфере моей деятельности - в Турции.

Прежде всего я не могу не отметить постепенного, за последние два года, падения престижа Австро-Венгрии в Оттоманской империи. Присоединение ею Боснии и Герцоговины и последовавшее за тем вынужденное согласие на таковое со стороны Сербии и Черногории, составившие последний крупный успех австрийской политики на Балканском полуострове, за истекшие два года совершенно изгладились из памяти впечатлительных турецких политических и общественных кругов. События балканской войны, поражение Турции славянскими государствами и усиление последних за ее счет привели к усилению и торжеству идеи славянства в ущерб интересам Австро-Венгрии, а следовательно, к усилению [168] престижа Тройственного согласия в ущерб Тройственному союзу и к нарушению таким образом существующего ранее политического равновесия, что с горечью сознавалось здешними представителями Союза.

Не будучи в состоянии примириться с создавшимся за последнее время и столь невыгодным для нее положением, Австрия, а за нею, быть может, и главным образом Германия, естественно старались найти выход из него и неминуемо должны были воспользоваться первым представившимся удобным случаем, чтобы вернуть себе свое прежнее положение и престиж на Ближнем Востоке и восстановить равновесие в пользу Тройственного союза. Таким удобным случаем и явилось убийство эрцгерцога Франца Фердинанда.

Из разговоров с моими коллегами и особенно склонным к откровенности моим германским сотоварищем я вынес убеждение, что и они смотрят на решительный шаг Австрии, предпринятый, несомненно, с ведома и согласия Германии, как на средство восстановления ею своего прежнего положения на Балканском полуострове и возвращения прежнего преобладающего значения в Турции Тройственному союзу, - значения, нарушенного, по их понятиям, торжеством панславизма, на который они довольно откровенно указывают, над идеей пангерманизма, о которой они предпочитают пока умалчивать.

Предъявленный Австро-Венгрией Сербии ультиматум, столь необычный в истории международных отношений и проводящий столь опасный принцип допустимости порабощения великими державами более мелких государств, должен был, в случае его принятия Сербией, поставить последнюю в вассальное положение по отношению к Австро-Венгрии. Ответ Сербии был признан неудовлетворительным, австрийский посланник покинул Белград, дипломатические сношения между двумя государствами прерваны, и, по-видимому, с минуты на минуту следует ожидать начала военных действий.

Не может быть сомнения в том, что, будучи предоставлена самой себе, Сербия в конце концов будет раздавлена своею могущественою соседкою.

Такое блестящее достижение Австро-Венгриею поставленной ею себе цели, торжества ее, а следовательно, и торжество поддерживающего ее Тройственного союза, будет иметь своим неизбежным конечным результатом полное нарушение политического равновесия на Балканском полуострове в пользу последнего, и, [169] при отмеченной мною уже впечатлительности турок, окончательное привлечение их к Тройственному союзу и создание из них наших врагов.

Я считаю своим долгом обратить внимание вашего высокопревосходительства на то, что успешное завершение предпринятого Австро-Венгриею шага будет иметь также результатом полное разрушение нашего престижа и добытого путем стольких жертв и усилий положения на Ближнем Востоке, самым пагубным образом отразится на всех наших экономических интересах и сведет на нет все достигнутые за последние годы результаты. Создается такое невыносимое для нас положение, что недалеко, быть может, то время, когда мы сами, чтобы найти из него выход, будем вынуждены принять на себя инициативу войны.

В предвидении этого, по крайнему моему убеждению, мы должны быть готовы ко всяким случайностям. Я позволю себе поэтому еще раз вернуться к уже неоднократно возбуждавшемуся мною вопросу, именно к настоятельной и безусловной необходимости возможно более быстрого и значительного усиления нашего Черноморского флота и приведения в полную боевую готовность наших сухопутных сил, чтобы могущая легко наступить минута нашего активного выступления не застала нас врасплох и неприготовленными к нему.

Примите и пр.


М. Гирс


Текст воспроизведен по изданию: Международные отношения в эпоху империализма. Серия III - М., Л. 1934. - Т. V. - С. 168 - 170.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."