История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
г. Городище
Секретно
Крестьянство уезда возмущается и относится недоброжелательно к власти за проведение в жизнь трудовой повинности. Осложнения получаются от имеющегося всем недостатка. Оно не понимает, отчего создалось такое положение. Взгляд его на трудовую повинность негодующий, происходит от неимения продуктов, несвоевременной уплаты за труд, неправильного назначения на работу, за тяжестью трудовой повинности, которая лежит исключительно на бедном классе, богатый же окопался, записался в трудовые артели, а работать не работает, в подводы не ездит, никаких повинностей не несет, администрация сельсоветов за сватовство, кумовство и т.д. считает неудобным назначить на работы их приближенных; приближенные же их - середнячки, а не беднячки.
Крестьянство лучше согласно на отдачу хлеба, чем на трудности, оно из себя выходит, когда их тревожат - поезжай! Распродают лошадей, только чтобы избавиться от поездок куда-либо (наблюдается по Павловской, Сыромясской и другим волостям).
Продовольственная политика не прививается к населению, причины: неурожай, разверстка наряда по населению, не считаясь ни с какой нормой; наряд скота выполняется старым скотом, при убое которого выкидывается плод (наблюдения по Павловской волости). Население, видя это, говорит: «Полное нарушение скотоводства - убивают одну овцу и с ней же губят еще двоих ягнят, из овчины же комиссары шьют себе шапки. Делается наряд на рогатый скот, назначение произведено, но отбора не производится до времени потребности райпродкомом. Продать или зарезать для себя нельзя, кормить надо, корма же и для оставленной скотины на зиму не хватит, так что и последнюю придется резать». Услышав [про] разгром Врангеля, слышен разговор: [611] «Может быть, война скоро кончится, тогда все получше будем жить и не будут хлеб отбирать» (наблюдение по Сыромясской и другим волостям и г. Городище). «Всякие сборы производятся только с нас, мужиков, а нам ничего» (наблюдение по Чемодановской волости). Семьи красноармейцев, недовольные [несвоевременным отпуском леса как строевого, так и для дров, что заставляет производить самовольную порубку, за что привлекаются к ответственности, и взымается с них штраф; также недовольны Маисским райпродко- мом за неотпуск хлеба по спискам, представленным[и] волсоветами, через что, находясь в крайне бедном состоянии, голодают, принужденные питаться исключительно желудями и прочими суррогатами (наблюдение по Ильминской, Чемодановской и другим волостям).
Главное внимание крестьянства обращено на недостаток соли. Везде и всюду говор про соль, беднейшее крестьянство в большинстве случаев кушает без соли, через что наблюдается рвота, болезнь. Про какие-либо дела начинается разговор, крестьянство кричит про соль (наблюдается решительно по всему уезду). Отряд, стоящий на окраине г. Пензы, отбирает у бедных граждан, несущих продать в Пензу для своей нужды 10 яиц, или 1 фунт масла, или же выменять на соль (наблюдение по с. Чемодановке). Крестьянство никак не соглашается с усовнархозом в отношении сдачи в доход страны береста, липового лубка (изделие мочальное) и дубовых кряжьев (наблюдение на съезде лесничих уезда и представителей от волсоветов, на котором постановлено считать сказанное неприемлемым).
Крестьянство отталкивается от советских работников и вообще от власти преступлениями[1] по занимаемым должностям и выходками совработников - пьянство, озорство: (пример) приезжает свадьба, уполномоченный райпродкома Козлов отрезает колокольчики, его за что-то арестовывают, после ареста (не являясь в волсовет) опять является на работу, начинает производить конфискации, забирая все себе на квартиру, говоря: «Я остался опять работать»; потом его опять арестовывают, отправляют в г. Мокшан, через две недели является и занимает пост члена райпродкома (наблюдения по Чемодановской волости). Председатель Ивлиев получил косы для распределения по семьям красноармейцев и вообще гражданам, берет и дает своим сыновьям (которые были дезертиры), а первым отдает лошки и веретена, говоря: «У вас некому косить. Вы их променяете на хлеб. Все хорошие вещи распределяются по членам волисполкома (наблюдение по Н[ижне-]Шкафтинской волости).
Советские служащие берут с граждан взятки и грозят за то, что они жалуются на них (по Вышелейской волости). Увидав на каком-либо комиссаре сапоги, калоши и хорошую одежду, кричат: «Вот нас туда и сюда - и заставляют возить дрова, а обувь, мануфактуру не дают, только есть комиссарам и заведующим!».
Учительница бьет детей линейкой (с. Куракино Павловской вол.), чем заставляет детей оставлять школу; посетитель крестьянин, дожидаясь секретаря уземотдела, постоял, постоял, да и ушел, не добившись толку, а другие не сумели удовлетворить его просьбы; и другие разного рода преступления по должности и агитация.
Служащие уздравотдела недовольны невыдачею полагающегося им пайка сахарным песком; уземотдела - фракцией коммунистов при отделе, старающейся навести порядок, - считают ее партией «хулиганов»; унаробраза - на действие профсоюза, которому было дано 40 подвод для вывозки дров служащим, но до сих пор подвод нет, последние сидят без дров; столовой № 1 - заведующим, который грубо обращается с ними и несвоевременно производит отпуск продуктов для приготовления обедов; в усовнархозе агенты (очень зажиточные) на малый оклад жалования говорят: «Разве это жалование - [612] 2000 руб.? Что на них можно купить? Да мы ни за что не поверим, чтобы кто- нибудь существовал на это жалование; все что-нибудь - да делают: или спекулируют, или воруют».
Служащие укомдеса совместно с председателем получают 2 пайка: из отдела снабжения увоенкомата и по карточкам райпродкома - гражданский.
[1] Так в тексте.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 611 - 613.
Комментарии |
|