История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Район восстания. Район первого восстания был ограничен: с севера - рекою Камой, с запада - границей Чистопольского уезда от Спасского, с Устюга - Волго-Бугульминской дорогой на участке ст[анций] Курлад - Бугульма, с востока - проектируемой железной дорогой Бугульма - Мензелинск.
По ликвидации восстания в указанном районе к 29 февраля сего года восстание, заглохнув, опять разрослось и охватило район: на севере - доходящий до линии Казанбургской железной дороги, на западе - ограниченный линией жел[езной] дороги Мензелинск - Бугульма, на юге - весь Белебеевский уезд, по обе стороны жел[езной] дороги Бугуруслан - Чишма - Уфа на участке Абдулино - Чишма и на востоке - трактом Уфа -Бирск.
Причина восстания. Восстание было подготовлено, организовано мусульманским населением вышеуказанных местностей. Небольшой процент повстанцев были вооружены винтовками и пулеметами, имели достаточное количество патрон[ов]. Повстанцы по занятии сел и деревень проводили мобилизацию всего мужского населения в возрасте от 18 до 45 лет, разбивали мобилизованных на роты и батальоны, часть вооружали винтовками, остальные вооружались топорами, вилами, дрекольями и другим холодным оружием, организовывали [484] [в] больших селах штабы, назначали комендантов, посылали в соседние села делегации с приказами о проведении мобилизации.
Восстание проходило под лозунгами: «Бей коммунистов!», «Да здравствует Советская власть!», «Долой коммунистов!», «Долой грамоту!», «Бей коммунистов, да здравствует вольная торговля!» Повстанцы явились результатом плохой работы продотрядников, которые занимались не выкачкой хлеба, а грабили население, отбирая все до последнего и ссыпая полученное на снег тут же на глазах у крестьян, иногда мешая горох с крупой и с мукой; второй причиной послужила усиленная ловля дезертиров. Быстрота разрастания восстания объясняется тем, что в некоторых местах участвовали в организации сельсоветы, и были случаи, что в один день восставшие охватывали несколько волостей.
Общая численность наших частей. К моменту перехода восстания в новый район, численность наших частей доходила до 4218 шт[ыков], 658 саб[ель], [при] 54 пул[еметах], 2 бом[бометах], 2 оруди[ях] и состояла из трех оперативных групп, действовавших: 1-я - в районе Мензелинска, 2-я и 3-я - в районе Бугульмы. Для ликвидации повстанцев в районе Белебеевского уезда из состава частей Туркфронта была выделена бригада 2-й Туркдивизии под командованием т. Карпова в составе 1500 штыков, 120 сабель, [при] 20 пулемет[ах] и 4 оруди[ях], и составила 4-ю оперативную группу; со стороны Уфы и Бирска действовала Уфимская группа под командованием т. Аплок. Численность действовавших частей, за отсутствием связи, установить не удалось, группа состояла из 13-й бригады 5-й дивизии, со стороны Сарапуля была выделена из частей 5-я оперативная группа в составе: 654 шт[ыка], 38 сабель, 5 пулеметов. Всего на внутреннем фронте действовало 5 групп численностью 6372 штыка, 816 сабель [при] 79 пулемет[ах], 2 бомбометах, 6 орудиях, не считая Уфимской группы т. Аплок, состав действовавших частей которой установлен не был.
Движения и работа отрядов. Отряды, действовавшие по ликвидации, двигались: 1-я, 2-я и 3-я группы - с запада на восток, создавая непроницаемую завесу, дабы повстанцы не могли перебрасываться и проникать в села и деревни, где восстание было уже ликвидировано. По занятии 1-й и 3-й группой линии реки Кый-Кигу-База, а Уфимская группа с востока подходила к линии реки Чермасан, 2-я оперативная группа была двинута с юга на север для очищения деревень, ограниченных вышеуказанными реками с исходных пунктов: Бабкино, Буздяк, ст. Кандры; к этому времени 4-я группа т. Карпова, поставив заслон от границ Башреспублики по линии Услыбашево (дер. Услы), что в 25 верстах на тракте Стерлитамак - Белебей, Киркиз-Мияки, что в 50 верстах к юго-западу от Услыбашево, и Жиккулово, что в 40 верстах к юго-западу от Киркиз-Мияки, наступала в северо-западном направлении, имея задачу очистить район Чишма - Белебей. Части 5-й группы наступали в южном направлении от Казанбургской жел[езной] дороги в направлении на Бирский тракт, имея задачей связать правые фланги 1-й и Уфимской групп. Таким образом, получался замкнутый круг, из которого повстанцам выйти не представлялось возможным, и также не было сил перенести очаг восстаний в какую-либо из прилегающих губерний или уездов. Для обеспечения положения в районе Стерлитамакаи распоряжением Туркфронта была выделена и выслана для расквартирования в полосе Стерлитамак - Аллагутово одна сводная бригада в составе двух пехотных полков, двух конных полков и одной конной батареи, в настоящее время прибывшая к месту назначения.
Связь между отрядами и армией. Деятельность отрядов и движение их вперед все время задерживалось отсутствием хорошо оборудованной связи. По мере продвижения отрядов в полосу, ранее занятую повстанцами, телеграфная [485] связь прекратилась. Все линии, хотя таковых было недостаточно, все же были испорчены, и пришлось прибегнуть исключительно к конной связи, как по фронту, так и в глубину. Запаздывающие донесения не давали возможности представить картины местонахождения в данный момент частей, что затрудняло распределение задач между отрядами. Оторванность штабов групп от своих отрядов сильно отзывалась на работе отрядов, результатом чего имели место чисто самостоятельные партизанские действия отрядов. Иногда даже не представлялось возможности связаться штабам групп между собой и штабом армии, как, например, можно указать, что в первые дни восстания отсутствовала связь с Уфой; с Бугульмой прямой связи не было, и для получения оперативных сводок, а также для переговоров приходилось пользоваться проводом через Самару и Симбирск, принимая во внимание, что по этим же проводам командующий группой собирал сведения об отрядах, и то, что провод часто отказывал в действии, сведения поступали очень поздно. Управление отрядами, помимо плохой связи, еще затруднялось вмешательством управлений секторов, каковые отдавали приказы и приказания, не считаясь с существованием общего объединенного командования, заставляли начальников своих отрядов давать сведения о своих отрядах по 6 - 7 адресам, тем самым преступно загружая телеграф в такой ответственный момент, что полностью не удалось изжить до конца ликвидации восстания.
Трофеи. За время восстания отобрано у повстанцев: 1-й группой - 55 винтовок, 46 дробовых ружей, 1 пулемет, 2 револьвера, 1 телеграфн[ый] аппарат, 60 вер[ст] кабеля; 2-й группой - 4 винтовки, 1 револьвер и 1 тесак; 3-й группой - 96 винтовок, 11 охотничьих ружей, 2 револьвера, 3 пики; 5-й группой - 54 винтовки, 1 револьвер, 1 шашка; от 4-й и Уфимской групп сведений не поступало. Всего отобрано: винтовок - 209, охотничьих ружей - 57, пулеметов - 1, револьверов - 6, шашка - 1, пик - 3, тесак - 1, телеграфный аппарат - 1, кабеля - 60 верст.
Потери повстанцев за истекший период: убитыми - 637, взятыми в плен - 3235, из них дезертиров - 1683. Наши потери: убитыми - 57, ранеными - 19, пропавших без вести - 3, всего 79 красноармейцев.
Приложение: 2 схемы районов восстания - 1 и 2[1].
Командующий армией
Врид начальника штаба
[1] Приложение в деле отсутствует.
Текст воспроизведен по изданию: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 484 - 486.
Комментарии |
|