История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Регентский совет Польского королевства был создан по соглашению между Германией и Австро-Венгрией приказом германского варшавского генерал-губернатора Безелера 12 сентября 1917 г. Регентский совет должен был осуществлять в Польше «верховную власть», но на деле он являлся креатурой Германии и Австро-Венгрии. Регентский совет состоял из трех членов, назначенных германским и австро-венгерским императорами.
Гр. Мирбах обратился к Народному Комиссару по Иностранным Делам тов. Чичерину со следующим письмом:
22 июня
«Многоуважаемый г. Чичерин. Согласно выраженному вами желанию, обращаюсь еще раз к вам с просьбой о принятии вами представителя польского Регентского Совета г-на фон-Ледницкого.
Вступление Русского правительства в контакт с г-ном фон-Ледницким является предметом моей заботы и составляет также особенное желание германского правительства.
В виду того, что целый ряд вопросов, касающихся польской реэмиграции, настоятельно требует разрешения, было бы очень желательно, чтобы посещение Комиссариата Иностранных Дел г. фон-Ледницким последовало возможно скорее.
Остаюсь с выражением совершенного почтения, преданным вам граф Мирбах».
В связи с этим письмом гр. Мирбаха, Народный Комиссар по Иностранным Делам тов. Чичерин препроводил представителю польского Регентского Совета г-ну Ледницкому письмо следующего содержания: [94]
«Господину Александру Робертовичу Ледницкому, в Москве.
В письме от 19 июня на имя Народного Комиссара по Иностранным Делам германский дипломатический представитель, императорский посланник граф Мирбах заявляет, что вступление Русского правительства в контакт с вами составляет, особенное желание германского правительства и что он просит Народного Комиссара вас принять, прибавляя, что сношения между вами и Народным Комиссариатом по Иностранным Делам желательны для урегулирования вопросов, касающихся реэмиграции беженцев.
Народный Комиссариат по Иностранным Делам считает необходимым итти навстречу столь определенно выраженному желанию германского правительства.
Стоя на почве Брест-Литовского договора, оторвавшего Польшу от России, Народный Комиссариат признает в то же время, что Брест-Литовский договор не предоставил польским народным массам права на самоопределение.
Поставленная в необходимость признать факт насильственного отторжения Польши от России, Советская Россия в то же время не может признать существующего в Польше так называемого Регентского Совета представителем воли польского народа. Именно потому, что Рабоче-Крестьянское Советское Правительство признает за польским народом право на самоопределение, оно не может считать Регентского Совета чем-нибудь иным, как только органом германской оккупации.
Что касается просьбы графа Мирбаха о том, чтобы мы вступили с вами в контакт по делам реэмиграции, то, зная, что все вопросы железнодорожного передвижения и т. д. на территории Польши и Литвы подведомственны германским властям, мы считали бы более удобным войти с ними в непосредственные сношения, так как в противном случае мы не можем быть уверены, что принятые нами совместно решения не будут, может быть, ими пересмотрены, поскольку они будут касаться польской территории.
Но так как мы должны оставить германскому правительству право выбора лиц и учреждений, которым оно передает ведение переговоров с нами, и так как в данном случае оно с целью ведения переговоров о реэмиграции польских беженцев указало на вас, то в качестве такого лица мы можем признать вас и войти с вами в деловой контакт.
Текст воспроизведен по изданию: Внешняя политика СССР. Сборник документов. - Т. I. - М., 1944. С. 94 - 95.
Комментарии |
|