История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
Французское правительство не ответило на требование Наркоминдела и не отозвало своего дипломатического представителя Нуланса. Вследствие этого Советское правительство объявило Нуланса частным лицом и отказалось признавать за ним дипломатические привилегии. Нуланс вынужден был покинуть советскую территорию.
Опубликовано 28 апреля 1918 года
В московских газетах от 23 сего апреля появилось нижеследующее заявление французского посла Нуланса:
«Высадка японских войск во Владивостоке явилась следствием длительного состояния смуты и тревожности в этом городе. Рано или поздно неизбежно должен был произойти инцидент, под влиянием которого стало бы необходимым вооруженное вмешательство в целях охраны безопасности иностранцев. В течение долгих месяцев сведения, которые мы получали из Владивостока, указывали на состояние анархии, постоянно угрожавшее жизни и имуществу союзных подданных. Когда международные сношения привлекают на какую-нибудь территорию, а в особенности в приморские города, иностранных коммерсантов к выгоде целой страны, - власти, ею управляющие, должны понять, что тем самым на них лежит обязательство поддерживать общественный порядок и предохранять своих гостей от эксцессов улицы. В противном случае заинтересованные лица обращаются к своим правительствам за той охраной, которую местные власти, слишком слабые или неспособные, не в состоянии гарантировать. Тогда военной силе той страны, подданные которой подвергаются насилиям, приходится брать на себя восстановление порядка. И это справедливо, ибо не может существовать страна действительно независимой без сильной и организованной власти. Японский вопрос, поскольку он японский, может быть локализирован во Владивостоке при условии, что правительству Токио будет дано удовлетворение, которого оно вправе требовать.
Однако союзники не могут равнодушно относиться к успехам австро-германцев на севере, как и на юге, - к успехам, далеко выходящим за пределы, которые можно было предвидеть после брестского договора. Германские государства стремятся в действительности подчинить себе в экономическом отношении всю Россию. Далее, при посредстве своих пленных, они стремятся организовать в Сибири колонизационные центры. Союзники могут быть принуждены вмешаться, чтобы ответить на эту угрозу, направленную столько же против русского народа, сколько против них. Но если когда-либо союзники принуждены будут прибегнуть к военным действиям, то они выступят исключительно в качестве союзников, которые, не вмешиваясь во внутренние дела России, без всяких задних мыслей о каких-нибудь завоеваниях и с единственной заботой защиты общих интересов, при полном согласии с русским общественным мнением, будут силой сопротивляться немецкому захвату на востоке Европы. Я не располагаю никакими данными относительно намерений правительств по этому вопросу, но что бы ни случилось, я могу сказать, что если бы вооруженное выступление и должно было бы произойти в Сибири, оно имело бы характер междусоюзный и определенно дружественный».
Запросив г. Нуланса о подлинности заявления, мы получили официальное подтверждение его через французского консула в Москве господина Лебона.
Заявления г. Нуланса в трагические дни, переживаемые Россией, едва ли могут способствовать добрым отношениям между французским и русским народами. Представитель французского правительства, способствующий ухудшению отношений между Францией и Россией, не может быть терпим в пределах Российской Республики. [76]
Правительство Российской Федеративной социалистической Советской республики выражает уверенность, что г. Нуланс будет немедленно отозван правительством Французской республики.
Народный Комиссариат Иностранных Дел - Чичерин.
Текст воспроизведен по изданию: Внешняя политика СССР. Сборник документов. - Т. I. (1917 - 1920 гг.). - М., 1944. С. 76 - 77.
Комментарии |
|