История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР |
№ 722, г. Самара
Представляя при сем копии рапортов тт. Авалова и Шевердина со схемами передвижения отрядов, командированных губвоенкомом для подавления возникших в начале марта с.г. в некоторых волостях Ставропольского уезда Самарской губ. кулацко-белогвардейских восстаний, перекинувшихся затем в район Сызранского уезда Симбирской губернии и Бугурусланского - Самарской, я, на основании имеющихся материалов в оперативном отделе, в дополнение отчетов тт. Авалова и Шевердина, ниже излагаю ход событий и причины, их вызвавшие.
6 марта в Хрящевке Ставропольского уезда, на сходе, при рассмотрении вопроса по учету скота толпа крестьян бросилась на председателя волостного совета т. Пудовкина и учетчика губпродкома т. Васильева, последнему удалось спастись, участь Пудовкина неизвестна, по-видимому, убит.
7 марта двум представителям губпродкома удалось избежать такой же участи в Александровке Казаковской волости. Население - открыто враждебное, отказалось вывозить излишки хлеба, доставать скот.
Выносятся приговоры о свержении власти коммунистов и анархистов и «утверждения власти Советов».
9 марта явившиеся в Белый Яр два провокатора возмутили толпу, которая разгромила райпродком, отряд последнего отстреливался, отступил к Сенгилею.
К 10 марта почти все приволжские волости были охвачены восстанием. Восставшими разгромлены волостные советы, члены советов, коммунисты и сочувствующие убиваются с зверской жестокостью, все дела советов уничтожаются.
Во главе восставших становятся определенно кулацкие элементы деревни, бывшие офицеры, дезертиры Красной армии, попы и отчасти бывшие русские военнопленные.
Усиленно раздуваются и муссируются слухи о наших неудачах на Уфимском фронте.
К зачинщикам восстания - кулакам пристают крестьяне-середняки, собственники, бывшие хуторяне и отрубщики.
Неорганизованность и неспаянность местных коммунистов и сочувствующих, разгильдяйство и недомыслие некоторых из них дали возможность перекинуться, [233] восстанию в глубь уезда и разрушить налаженный продовольственный, заготовочный и учебный аппарат на местах.
Восставшими захвачен Ставрополь, все оставшиеся советские работники зверски убиты и остатки ставропольского отряда отступают к Самаре и Ширяевке.
Осложненное беспорядком в соседстве с Самарской губернией (Сызранском уезде) положение становилось серьезным, но сформировавшимся губвоенревкомом были приняты экстренные меры. В Ставропольский уезд были посланы достаточно сильные отряды под командованием т. Шевердина с членами революционного военного штаба тт. Трониным и Бирном. Восстание было подавлено в 4 дня - зачинщики восстания и главари, захваченные на местах, расстреляны, остальные арестованы и преданы в распоряжение ЧК.
В связи с восстанием в Ставропольском уезде кулацкими элементами, попавшими в 175-й полк и артиллерийский дивизион, формирующиеся в Самаре, была устроена попытка захватить оружие и устроить восстание. Попытка была энергично принятыми мерами ликвидирована в самом начале.
Из Ставропольского уезда восстание перекинулось в Бугурусланский уезд на линию Кротовка Сергиевской ветви Сам[арской] желез[ной] дороги. Посланный туда с отрядом т. Авалов ликвидировал восстание в три дня.
Таким образом, вспыхнувшие восстания были в самом корне потушены. Но доклады с мест, представляемые при сем в копиях[1], рисуют безотрадную картину - необходимо срочное принятие мер против указанных в докладах недочетах, иначе не будет гарантий, что явления, происходившие в Ставропольском и Бугурусланском уездах, не будут постоянными.
Красной нитью сквозь все доклады проходит факт непригодности и несостоятельности некоторой части советских работников, которые вместо того, чтобы так или иначе растолковать темной массе сущность определенных мероприятий, не только не принимают никаких для этого мер, но еще больше своими поступками определенно подрывают Советскую власть и авторитет партии на местах. Обсудив лозунг «Долой коммунистов!», «Да здравствует Советская власть!», - лозунг, выдвинутый ставропольскими кулаками, белогвардейцами и колчаковскими шпионами, умело воспользовавшимися положением на местах для агитации против партии и для нанесения удара и в тылу армии и голодающему Центру.
Белогвардейский кулацкий элемент быстро учел то обстоятельство, что крестьянин Самарской губ., испытавший на себе гужевую повинность, реквизиции всяких продуктов, измучен всякого рода повинностями - крестьянин, в большинстве случаев зажиточный, благодаря произволу и самодержавию некоторых представителей власти станет врагом Советской власти. Это положение кулацкими агентами было учтено и для нанесения удара с тылу, для разрушения транспорта было втянуто в авантюру среднее крестьянство. Полная неосведомленность, беспросветная темнота деревни и, вновь повторяю, безответственные лица местной власти, зачастую пробравшиеся в совет для того, чтобы провоцировать их работу, все это создало благоприятную почву для восстания. Необходима широкая агитация, необходима чистка советов на местах и ячеек коммунистов, а главное - агитация и литература (библиотеки, контроль за местным представителем власти - советами).
Прилагаемые доклады определенно подтверждают эту мысль[2].
[1] Упоминаемые доклады в деле отсутствуют.
[2] Упоминаемые доклады в деле отсутствуют.
Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 233 - 234.
Комментарии |
|