История России - Новейшая история России и стран бывшего СССР

Восстание в вашем районе - это повторение событий в Калужской и Тульской губ[1]. Те же стратегические приемы, те же причины. Но только здесь восстание пошло в характер более ожесточенный и подготовленный, он подготавливался, как вы уже знаете, в связи с наступлением на Советскую Россию со всех сторон, в особенности же - колчаковским наступлением. Успешность, подготовка и ожесточение восстания объясняются особым составом населения. Я не встречал еще такого большого количества кулацкого элемента, как в ваших уездах, обыкновенно его насчитывается около 15%, а здесь я вижу не менее 30%.

Правда, эти 30% не сейчас живут спекуляцией или эксплуатацией чужого труда, но эти люди жили раньше за счет труда других, раньше они были паразитами. Они ничего не получили от Советской власти, кроме запрета грабить и наживаться. Они не могут быть сторонниками Советской власти. В большинстве деревенскую массу удается склонить на нашу сторону, так сказать переломить настроение. Но здесь и этого не удается сделать.

Я был в Новодевичье и поразился: ничто их сломить не может, это поистине гнездо кулацкое. Политическая работа у них шла тоже успешно. Они ставили своих на те или иные места, проводили в советы, готовили воззвания и т.д. Огромную роль в этой работе играл правый эсер Козин.

Много здесь и агентов Колчака, которые готовились встретить его здесь. Но определенную роль играли здесь левые эсеры. Это выявилось в Сам[арской] губернии. Да и у вас, учителей, участвующих в заговорах, немало этой публики. Ведь левые эсеры по классовому своему положению более принадлежат к мелкой буржуазии, а подчас и к крупной, они не могут смириться с нашей политикой решительной. А так как они все-таки левые, стоят за пролетарскую революцию, они не могут идти против советов, они выставили лозунг «Да здравствуют Советы, долой коммунистов!», этим они привлекли среднее крестьянство, а подчас и бедняка.

Товарищи, мы проводили политику одинаково во всех местах, не считаясь с условиями. Это неправильно, нужно делать отступления и изменения. А этого здесь не делалось. Не различали середняка от кулака, это выяснилось по проведении хлебной монополии, а в особенности революционного] налога.

Наши коммунистические ячейки и советы на местах не достигли еще такого положения и высоты, на которой они должны бы быть. Часто деревни остаются на произвол судьбы, а еще хуже - присосавшихся мошенников, и деревня все еще темна и темна.

Воззвания и прокламации в Ставропольском уезде - невежество полнейшее. «Долой коммунистов, да здравствуют большевики!». Это что. Или же сновидение Козина «С нами Бог!».

В ставропольской газете № 2[2] есть резолюция служащих, где говорится, что, принимая во внимание настроение крестьян, мы должны идти под лозунгом «За Советы». Вдумайтесь, товарищи, это ведь ужасно! Люди идут за советы, их не совлекли на Учредительное] собр[ание]. Но они идут под лозунгом [226] «Долой коммунистов - насильников и грабителей!». Значит, под этим лозунгом идут массы, почему-то это привлекает их?

На VIII съезде много обращали внимания на работу в деревне. Советская Конституция ведь говорит, что в советы должны избираться из всех трудовых слоев населения, и если везде в советах сейчас коммунисты, то ведь это не обязательно для Советской Конституции, может выкристаллизоваться и другая партия, лишь бы она была сторонницей советов.

Говорят: «Власть Советов - власть коммунистов». Это неправильно, мы - большинство, но мы не власть. Да это и не усвоено всеми коммунистами, они [своим] именем на местах часто властвуют, много таких фактов, то к[омите]т распускает совет, как это было в Ставрополе, то грозят арестами, что было у вас по отношению Сорокова.

Пока идет гражданская война мы беспощадны к буржуазии, но ведь когда эта война кончится, то не должно быть классов, а вместе с тем и партии, тогда будут только различные организации. А теперь мы должны уже стремиться к этому, не должны душить, когда вырабатывается какая-нибудь пролетарская организация, помните, мы только имеем влияние на массы, мы имеем влияние на власть, но мы все-таки не власть. Это непонимание задач и толкнуло массу идти под лозунгом «Да здравствуют советы, долой коммунистов!».

Еще раз говорю, что мы только оказываем и пользуемся влиянием, и, все это нужно провести в жизнь, вы должны делать не руками партии, а руками советов, руками самого трудового населения.

Часто в уезде коммунисты входят в школу и начинают сами снимать с руганью иконы, так нельзя, пусть сами крестьяне снимут, а так вы ничего не добьетесь. Или входят в шапке и с папироской в зубах в церковь во время службы и требуют попа. В Сенгилеевском уезде мы за все такие выходки многих судили и, надо сказать, судили сурово. Приезжает в уезд отряд и начинает властвовать, вот это же побудило крестьян идти против вас.

Мы разменяли свою святыню, эту святыню не стали чтить и крестьяне. Теперь мы должны искупить свою вину усиленной работой, особенно в частях Красной армии.

Ряд других ораторов дополняют доклад т. Смидовича. Тов. Зирин указывает, что если комитет партии вмешивается в советское строительство, то это болезнь того периода, когда коммунисты, тогда еще большевики, завоевали советы.

Тов. Горчаев главную причину находит в том, что в наших губерниях к[омите]ты бедноты уничтожены были слишком рано, они еще не выполнили своей задачи.

Возникают прения относительно поведения Сорокова, а вместе с этим и мобилизации сотрудников особотдела. Тов. Смидович предлагает пересмотреть этот вопрос и не брать из особотдела сотрудников.

Предложение это принимается.

Вместе с тем, чтобы не нарушить работу и других отделов, Постановили:

1. Просить Центр прислать работников.

2. Впредь до прибытия таковых оставить того или иного мобилизованного ответственного работника, но только временно и в особых исключительных случаях.

3. Комитет партии должен проверить работу комиссии по мобилизации, учла ли она при мобилизации принцип нарушения работ советских учреждений.

Председатель Неудачин

Секретарь Воздвиженский


[1] Речь идет о крестьянских восстаниях в Калужской и Тульской губерниях летом - осенью 1918 г. на почве недовольства продовольственной политикой и принудительными мобилизациями в Красную армию.

[2] См. док.: Протокол экстренного собрания Совета производственных союзов и членов правления Союза служащих Ставропольского района о поддержке профсоюзами политических лозунгов восставших крестьян (9 марта 1919).

Текст воспроизведен: Крестьянское движение в Поволжье. 1919 - 1922 гг.: Документы и материалы. - М., 2002. С. 226 - 227.

Комментарии
Поиск
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии!
Русская редакция: www.freedom-ru.net & www.joobb.ru

3.26 Copyright (C) 2008 Compojoom.com / Copyright (C) 2007 Alain Georgette / Copyright (C) 2006 Frantisek Hliva. All rights reserved."